Для активации новой учетной записи и ее подтверждения на Форуме - необходимо связаться с администратором по электронной почте alaev@alaev.club.
Все новые учетные записи не прошедшие подтверждения администратором воспринимаются как спам.

Усилитель "на вырост" - Цирклотрон "Oriolus" на 6С19П

Темы, работа над которыми временно приостановлена (дата последнего сообщения более 6 месяцев)
Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

Усилитель "на вырост" - Цирклотрон "Oriolus" на 6С19П

#1

Сообщение rad54 » 25 янв 2019, 12:59



Предыстория. "Физики" могут пропустить.
Началось все с подарка.
На очередной юбилей друзья, под нахальное и неосторожно данное как-то мною обещание сделать и продемонстрировать им ламповый усилитель, подарили комплект напольных колонок - акустическую систему Monitor Audio Silver RS 6.
Колонки и колонки. Красивые, конечно, тяжелые. А послушать толком - уже и нечего и не на чем.
С разгону уже сам купил с рук б/у интегральный усилитель Marantz PM 700, чисто транзисторный - конкурента для сравнения со "своим ламповым", накачал из Интернета и послушал несколько дней через домашний компьютер MP3 файлы из юности. После чего ... отодвинул тему звука в разряд "иногда послушать". Времени катастрофически не хватало тогда, да и в настроение все как-то не ложилось.
До "усилительного" творчества дело тогда не дошло.
Хотя и электронику любил всегда, и делал усилители в своё время на транзисторах , т.к. лампы тогда вовсю ими уже вытеснялись и воспринимались как архаизм, а интегральные схемы еще массово отсутствовали.
А года через три, слушая через компьютер CD диск, кажется, с классической "Серенадой..." Глена Миллера), СЛУЧАЙНО и ВДРУГ (!) услышал пассаж на тромбоне, поразивший меня. Я до этого вообще почти все медные духовые воспринимал как необходимый, но не очень приятный атрибут оркестра, слишком резкий и шумный. А здесь был мягкий, раскатистый, очень как-то нежно, но упруго вибрирующий резонанс меди в воздушном потоке. Причем резонанс не на одной ноте-частоте, а на протяжении всей музыкальной фразы, в довольно широком частотном диапазоне!
Т.к. слушал я CD в тот раз через неплохую звуковую карту и наушники , то чуть позже, желая продемонстрировать поразившее меня открытие жене, подключил компьютер ужЕ через усилитель Marantz к новым колонкам. Для полноты эффекта. И постигло меня горькое разочарование. ТОГО звука не было! Был совсем другой! Плоский и совсем неинтересный.
Вот тут меня и заклинило. Как же так?! Очень хороший (по отзывам) усилитель, еще лучшие (опять же по отзывам) и достаточно дорогие (по факту, друзья не соврут) акустические колонки... :weirdface:
Тут и про обещание друзьям опять вспомнил, и уже самому захотелось аппаратуру для себя заиметь по душЕ.
С семьей, детьми и внуками у меня всегда всё в порядке, поэтому денег на старое-новое увлечение в избытке не было. Совсем.
Но охота ведь пуще неволи. Начал с освежения памяти теорией ламп вообще и лампосхемности звука в частности.
Затем собрал из б/у деталей известную всем схему однотактника на 6Ф3П. Посмотрел на осциллографе, послушал на ещё советских каких то 25АС - понравилось. Устроил для себя сравнение этого ламповичкА с транзисторным Маранцем, на подаренных колонках.
Причем слушал опять же обычную CD "цифру" на штатном компьютерном приводе.
"Ламповое" звучание оказалось "моим": уютнее, теплее, мягче и детальнее одновременно, чем "транзисторное". Хотя и от транзисторов, как от класса, отказываться не собираюсь.
Вот тогда и перешел к разработке уже собственного комплекcа.
С лирикой почти всё.
Была перед собой поставлена задача.
С нуля разработать и сделать законченный усилитель с персональными "придумками".
А именно:
1. Назначение по функционалу - неполный стерео интегральник, пока без Phono- корректора.
2. Четыре "обычных", небалансных входа
3. Мощность не меньше 6-7 Вт на 4-6 Омах, с расчетом на подаренную довольно чувствительную (91 дБ/ вт/м) акустическую систему
4. Качество звукового сигнала - чтоб на осциллографе все красиво было и
звук самому себе понравился .
5. Корпус - классического типа, с лампами внутри, закрытый (чтоб не обжигаться маленьким ручкам).
Спойлер
Показать

Первый и второй варианты изготовленных усилителей. Основная схема абсолютно одинаковая. Различия - в корпусе, выходных трансформаторах (разные изготовители, арматура и железо) и версиях регуляторов громкости. Снаружи этого не видно, но у них абсолютно разные способы крепления на переднюю панель и интерфейс связи управляющего энкодера с релейным модулем.
image1.jpeg
IMG_5763.JPG
Материалы корпуса - металл, дерево, стекло. Лицевая панель, боковины и верхняя крышка - без следов крепежа.
Все гладко, никаких дырок, гаек, головок винтов снаружи! Только необходимый минимум на задней панели!
Спойлер
Показать
IMG_5762.JPG
корпус1.JPG
Один из вариантов компоновки в базе корпуса.
IMG_5489.JPG
Доступ внутрь схемы к деталям для регулировок, замен и замеров - легкий, без всяких переворачиваний корпуса и разборов мешающих при этом конструкций и узлов.
Спойлер
Показать
Открывается задняя стенка, сдвигается верхняя крышка из бронированного стекла - полный доступ
IMG_5764.JPG
IMG_5766.JPG
IMG_5772.JPG
Так в Oriolus крепятся ламповые панельки.
сборка1.JPG
5. Регуляторы громкости и селектор входов - собственного изготовления, дискретные, качественные, обязательно с приятными тактильными ощущениями.
Надежные. Чтоб "поставил и забыл".
Спойлер
Показать
PS-05-D-01 2fotoN.jpg
IMG_6677.JPG
6. Никаких стандартных выключателей и тумблеров. Управление включением/выключением - одной ручкой с селектором входов.
Спойлер
Показать
IMG_5445.JPG
IMG_5441.JPG
7. Габариты, потребление электроэнергии и вес - как получится (в пределах разумного).
Когда начал проектировать, подбирать комплектующие и оценивать стоимость, почти сразу понял, что меня ждет:
- детали: СССР и Азия
- все разрабатывать и делать самому.
Сам с этим и согласился.
Наконец, после полугодовых анализов и макетирований различных схем, определил свои решения.
1. Выходной каскад - цирклотрон на триодах с нагрузкой в катодах, фиксированное смещение.
Лампы - 6С19П, 2 шт/канал.
Именно цирклотрон с катодной нагрузкой на этих лампах удовлетворил сразу нескольким важным для меня требованиям.
- Класс А для ламп;
- Достаточно большая мощность;
- Низкое выходное сопротивление;
- Отсутствие постоянного высокого напряжения на выходном трансформаторе, и, соответственно постоянного тока подмагничивания в нем;
- Не жесткие требования к подавлению пульсаций блока питания (БП) выходного каскада при довольно невысоком напряжении;
Отсюда - простота построения этого блока питания и выходного трансформатора.
2. Входной каскад на лампе 6Н9С - фазоинвертор с катодной связью и "длинным хвостом".
3. Драйвер - дифференциальный каскад на 6Н7С.
Спойлер
Показать
AMP ORIOLUS.png
Oriolus all.png
4. Выходной трансформатор: для макета - самостоятельно расчитанный и намотанный на железе от советских силовых трансформаторов ТС90 и ТС100. PL 20x32. Затем, для уже корпусных чистовых вариантов, изготовленные по моему заказу на Транследе и , кажется, Аудиоинструменте. Уже на более "звуковом" железе.
При этом все параметры намотки оставил теми же.
Спойлер
Показать
Паспорт Вых зв транс С19 от Транслед.png
5. Питание:
входных каскадов - кенотронное, CLC фильтр.
оконечного - на кремниевых диодных мостах с RCRC фильтр
Спойлер
Показать
Схема БП1 Ориолус.png
Схема БП_3 Ориолус.png
Схема БП_2 Ориолус.png
Провел замеры технических характеристик.
- Чувствительность по входу 0.67 В (действующее sin).
- Выходная max мощность при этом на эквиваленте нагрузки - резисторе 4 Ома,
1 кГц sin сигнала, КНИ порядка 2-3% (визуально, по возникновению искажений на
экране осциллографа) - 12 Вт,
Спойлер
Показать
Это рабочая таблица замеров и вычислений некоторых параметров усилителя.

Замеры циркл 6с19П
- Выходное сопротивление - 1,85 Ом,
при этом 1,5 Ома - активное сопротивление вторичной обмотки вых.
трансформатора).
Габариты (ШхДхВ) - 39х55х15 см
Вес ~ 14 кг.
Итоговое резюме:
Усилитель, на мой взгляд и вкус, получился очень удачным.
При настройке не капризный, к разбросу параметров элементов схемы "относится" спокойно. Лампы выходные, конечно, подобрал поближе друг к другу, но и внезапная замена на неподобранную в пару, красоту картины на осциллографе не портит.
Стабильный по точкам контроля напряжений и токов, никуда не "уходит". При этом однозначно и общеизвестные рекомендации по использованию внешнего сетевого стабилизатора напряжения 220 В только поддерживаю.
Хотя конкретно измерений на соотношение сигнал/шум не проводил из-за отсутствия необходимой измерительной базы, но скажу просто - слух ничто постороннее от звука не отвлекает. Ни шума, ни гула нет.
Звук очень нравится. Особо сравнивать было не с чем. Да и сам не считаю себя крупным специалистом по прослушиванию и вынесению развернутых заключений со специфическими фразами.
Но всё-таки. Сравнения, да, проводил с транзисторным Marantz PM700 и своим самодельным SE на 6Ф3П. На имеющейся акустике Monitor Audio RS 6 Silver. Это лучшее, что у меня имелось.
Процедуру сравнения подготавливал при параллельной по входам работе усилителей, с предварительным выравниванием по уровню их выходных сигналов . И с помощью тумблеров поочередного подключения к колонкам. Т.е. два усилителя одновременно воспроизводили одну и ту же музыкальную композицию и поочередно мгновенно переключались на один и тот же комплект акустики. По сравнению с "выбранными" конкурентами ( в разной степени, конечно, но всегда в "плюс") звук "моего" усилителя, как и ожидалось, более чистый и детальный.
Бессмысленно описывать звук словами. Разве поверите вы своим глазам и воображению, а не ушам, если я представлю такое вот описание:
"В ВЧ диапазоне появились ранее особо не выделявшиеся и не обращавшие на себя внимания звуковые элементы и источники. Например "щётки-метёлки" на ударных выделились из общего фона и стали самостоятельными инструментами с собственным очень приятным охающим "шуршанием", красиво и чисто "затенькали" треугольники, тарелки стали звучать каждая с индивидуальной тембровой окраской, флейты нежно "задышали".... :wink:
Хотя все это чистая правда. По-моему.
Очень глубокие низы. Главное, чтоб колонки были с ними знакомы хотя бы в принципе. Никаких регуляторов тембра не надо точно".
Ветку назвал "Усилитель на вырост...".
В процессе работ по разработке и изготовлению усилителя, чтения литературы, общения на Форуме, изучения Интернета и других источников я получил новые теоретические и практические знания, увидел варианты изменения схемотехники узлов усилителя.
Уже после сборки захотелось их опробовать и получить что-то еще не изведанное мною.
И желательно без потери достигнутого уже качества звука.
1. Реализовать всю схему не на трех, а на двух каскадах. Проблему, из теории, вижу
в трудностях получения хорошей работы фазоинвертора-драйвера в этом случае при
максимальных амплитудах сигнала, необходимых по входу для катодных
повторителей.
Может быть, даже попробовать выходной цирклотронный каскад реализовать со
снятием нагрузки с анодов, а не с катодов.
2. Реализовать балансный вариант усилителя.
2. Уйти от переходных конденсаторов.
3. Вместо нагрузочных резисторов использовать источники тока, пусть даже
реализованные не на лампах.
4. Можно попробовать заменить наши советские лампы на импортные, послушать
изменения в звуке.
5. Заменить модель своих дискретных регуляторов громкости на новую версию,
которая уже разработана и опробована в макете, но еще не собрана в "железо".
По регуляторам, вообще, отдельный разговор.
Может кто из читающих ещё что-то предложит?
За это сообщение автора rad54 поблагодарили (всего 4):
Алаев Ян, goldmen8, poty, Роман Мирошниченко
Рейтинг: 100%
 
Алексей

Аватара пользователя
goldmen8
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 25 май 2018, 10:02
Откуда: г. Киров (на р. Вятка)
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 58 раз

#2

Сообщение goldmen8 » 25 янв 2019, 15:55

Алексей, восхищаюсь проделанной работой!!! :clap:
Александр.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4054
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 96 раз
Поблагодарили: 232 раза

#3

Сообщение poty » 25 янв 2019, 20:44

Алексей, дайте вчитаться, пожалуйста! Разве можно столько вываливать за раз? :-) Штука интересная, пока не нашёл явных цирклотронных примочек, но раздельное питание увидел, значит где-то он всё-таки зарыт. Посмотрим.
Владислав

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2868
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 229 раз
Поблагодарили: 189 раз
Контактная информация:

#4

Сообщение Алаев Ян » 01 фев 2019, 14:31

rad54 писал(а):
25 янв 2019, 12:59
Я до этого вообще почти все медные духовые воспринимал как необходимый, но не очень приятный атрибут оркестра, слишком резкий и шумный.
я и сейчас к этому так отношусь... вот никогда только не мог так точно охарактеризовать свое восприятие. Может быть не дорос еще..., позже пройдет, но пока мне на ухо лучше ложатся звуки струнных и клавишных инструментов.

Отправлено спустя 11 минут 44 секунды:
rad54 писал(а):
25 янв 2019, 12:59
Так в Oriolus крепятся ламповые панельки.
возник вопрос - такое количество проводов вокруг крепежных панелек не приводит к возбуду, помехам, шумам? Там же звуковые цепи. И такое количество длинных проводов...

Отправлено спустя 13 минут 42 секунды:
Работа вентилятора не мешает при прослушивании?

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#5

Сообщение rad54 » 01 фев 2019, 16:33

Алаев Ян писал(а):
01 фев 2019, 14:57
такое количество проводов вокруг крепежных панелек не приводит к возбуду, помехам, шумам? Там же звуковые цепи. И такое количество длинных проводов...
С этим проблем не было.
Схема кластирована по каскадам. Довольно плотно, т.е. с малыми длинами сигнальных проводов, особенно у входного каскада. У него же использована ещё для входного соединения технология "витой пары" с дополнительным экраном и заземлением только с одного конца.
Правда, пришлось менять изначально задуманную компоновку из-за влияния силовых трансов на выходные. Фон 100 Гц, небольшой, но был после первой сборки. Пришлось раздвигать. Уложился с полуторным запасом по минимально необходимому расстоянию между трансами. Плюс силовикам пришлось сменить плоскость крепления с вертикальной на горизонтальную.
Вообще склонности к возбуждению ни у одного каскада не обнаружил.
Алаев Ян писал(а):
01 фев 2019, 14:57
Работа вентилятора не мешает при прослушивании?
Нет, не слышно его. Разве только, если напрячься, в тишине. В первом усилителе стоят два обычных 12 V вентилятора с пониженным, для уменьшения шума, напряжением питания .
Вентилятор во втором усилителе выбран из специальной малошумной серии, на 220 В, и дополнительно введена еще гасящая емкость. Т.е. борьба с шумом вентилятора имела место. В принципе, он может не включаться вообще. Использован только профилактически для предотвращения повышенной температуры верхней крышки над 6С19П. У первого варианта она стеклянно-крашеная (все сменить времени нет, да и цвет нравится в тон дереву), у второго - бронированное стекло цветное. А расстояние до верхушек выходных ламп довольно маленькое... Я уж думал вообще выходные лампы горизонтально или наклонно положить, потом этот вариант в запас отложил.
Алаев Ян писал(а):
01 фев 2019, 14:57
я и сейчас к этому так отношусь ....но пока мне на ухо лучше ложатся звуки струнных и клавишных инструментов.
Я так НЕ относился даже "тогда" к валторне, саксофону, тубе и геликону ... Без них никак! :fie:
Алексей

Аватара пользователя
seurf
Профессионал
Профессионал
Сообщения: 889
Зарегистрирован: 12 май 2016, 19:54
Откуда: Волгоград
Благодарил (а): 92 раза
Поблагодарили: 83 раза

#6

Сообщение seurf » 01 фев 2019, 18:04

Прочитал и присоединяюсь к высказыванию Александра: уважение!
По регуляторам, вообще, отдельный разговор.
Может кто из читающих ещё что-то предложит
Советовать сложно, так как сам пока не реализовал. Но всегда считал, для себя, атенюатор на трансформаторах!
Сейчас уже есть предложения на эту тему. Раньше только экзотика была. Чем коммутировать? Это как в ступенчатом регуляторе: галетный переключатель, Никитинский на Рэле, не важно. Главное на хорошем трансе. Мой взгляд.
Александр

Аватара пользователя
goldmen8
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 25 май 2018, 10:02
Откуда: г. Киров (на р. Вятка)
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 58 раз

#7

Сообщение goldmen8 » 01 фев 2019, 18:25

seurf писал(а):
01 фев 2019, 18:04
...атенюатор на трансформаторах!
Это просто мечта... :smoke:
Александр.

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2868
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 229 раз
Поблагодарили: 189 раз
Контактная информация:

#8

Сообщение Алаев Ян » 01 фев 2019, 19:55

goldmen8 писал(а):
01 фев 2019, 18:25
Это просто мечта...
возможно, ошибаюсь, я не имел практики работы с аттенюатором на трансформаторе, но "холодный" расчет мне подсказывает, что аттенюатор на трансформаторе должен иметь больше нелинейностей и частотных искажений сигнала, нежели аттенюатор на резисторах и реле по типу Никитинского. В аттенюаторе Никитина мы имеем дело только с последовательными контактными группами реле, через которые сигнал вынужден проходить. При условии качественных реле - это очень малая доля искажений, которая скорее всего с трудом может быть адекватно измерена. Использование образцовых резисторов с хорошим классом точности (немагнитных, безиндуктивных) обеспечивает отличную повторяемость, линейность и точность такого аттенюатора. А вот про аттенюатор на трансформаторе я не могу такого сказать. Коммутировать обмотки там тоже придется, поэтому "на реле можно сократить", так как оно будет присутствовать и там и там. Другое дело, что не будет последовательной группы контактов, но повторюсь, что при применении качественных реле отличить прохождение сигнала через одно реле от сигнала через шесть последовательно соединенных практически невозможно. А вот такие параметры, как неодинаковость обмоток трансформатора, их индуктивность, разные усилия навивки обмотки, разная емкость и вообще, наличие межобмоточной емкости, индукции насыщения сердечника и его частотно-зависимые свойства должны как минимум на порядок сильнее влиять на сигнал и вносить в него искажения и окраску. Возможно, такой аттенюатор "звучит красиво", но "прозрачным" и нейтральным для звука он априори быть не может.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4054
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 96 раз
Поблагодарили: 232 раза

#9

Сообщение poty » 01 фев 2019, 20:27

Здесь я с Яном согласен. Трансформаторы - это особая ветка знаний, сродни "активным элементам". Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Каждый, кто занимался расчётом, попадал в ловушку многоотводных трансформаторов: удобно, но нормально никогда не работает.
Владислав

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2868
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 229 раз
Поблагодарили: 189 раз
Контактная информация:

#10

Сообщение Алаев Ян » 01 фев 2019, 20:42

poty писал(а):
01 фев 2019, 20:27
Здесь я с Яном согласен. Трансформаторы - это особая ветка знаний, сродни "активным элементам". Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
:beer:

Аватара пользователя
goldmen8
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 25 май 2018, 10:02
Откуда: г. Киров (на р. Вятка)
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 58 раз

#11

Сообщение goldmen8 » 01 фев 2019, 22:33

Алаев Ян писал(а):
01 фев 2019, 19:55
...не имел практики работы с аттенюатором на трансформаторе, но "холодный" расчет мне подсказывает...
Ян, надо попробовать ... не попробуешь не узнаешь.
Есть готовые варианты от А. Воробьева (Кишинёв), можно посмотреть здесь.

:smoke: перекурил и добавил:
Использование трансформатора-аттенюатора в качестве входного устройства усилителя позволяет решить массу задач,
например:
- повысить амплитуду входного сигнала
- гальванически развязать источник сигнала и усилителя
- осуществить преобразование сигнала в два противофазных для возбуждения двухтактного усилителя
- и т.д.
Александр.

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#12

Сообщение rad54 » 02 фев 2019, 07:58

goldmen8 писал(а):
01 фев 2019, 22:33
Использование трансформатора-аттенюатора в качестве входного устройства усилителя позволяет решить массу задач,
например:
- повысить амплитуду входного сигнала
Вдвое можно. А если больше...Здесь как раз, по моему, проблема видится. Ни один повышающий трансформатор в качестве входного, по словам их изготовителей, не работает нормально с коэффициентом увеличения больше двух. Разговаривал и по входным, и по переходным и по входофонокорректорным.
Кроме того, меня смущают габариты такого трансформаторного комплекса, соединительные провода (все сигнальные!) и потенциально необходимое неслабое электромагнитное экранирование.

Отправлено спустя 51 минуту 24 секунды:
goldmen8 писал(а):
01 фев 2019, 22:33
Есть готовые варианты от А. Воробьева (Кишинёв), можно посмотреть здесь.
Спасибо, Александр за подсказку. Знакомлюсь.
Алексей

Аватара пользователя
goldmen8
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 25 май 2018, 10:02
Откуда: г. Киров (на р. Вятка)
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 58 раз

#13

Сообщение goldmen8 » 02 фев 2019, 11:03

Алексей, к примеру в микшере "Tesla-EPP102" в линейках (модулях) "микрофонный вход" стоит трансформатор 1:5 (повышающий). Проверено лично ... :smoke:
На том же сайте в другой теме "входной трансформатор" упоминается коэффициент 1:10 (предпоследняя строка)
Входной трансформатор
Показать
Слова автора:
- Входные трансформаторы, -это один из самых больших
классов, как по-ассортименту, так и по сферам применения.
В основном, он относится к слабосигнальной категории,
за редким исключением. К этому типу трансформаторов можно
отнести микрофонные, для ММ и МС электромагнитных головок
звукоснимателей, послеЦАПовые, а также согласующие для
перехода несимметрия-симметрия или наоборот.
Изображение
Александр.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4054
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 96 раз
Поблагодарили: 232 раза

#14

Сообщение poty » 02 фев 2019, 13:29

Жаль, что тема трансформаторов перебила обсуждение усилителя. Может, переместить это обсуждение? Не настаиваю.
Я хотел бы прояснить некоторые свои высказывания. Трансформатор, как таковой, вещь сложная, но весьма привлекательная в использовании. Гальваническая развязка (я, например, всерьёз рассматривал этот вариант для модульного предварительного усилителя для преобразования балансного выхода в небалансный), согласование (масса конструкций, даже на этом форуме, даже не говоря о выходных трансформаторах), усиление (МС-картриджи, например) и т.п. Все эти вещи осуществляются гораздо легче и проще с помощью трансформаторов и вполне заслуженно. Думаю, не стоит говорить о том, что для каждого случая этот трансформатор рассчитывается под конкретное место применения.
Но! Есть несколько вещей, в которых я не понимаю их использования. Одно из них - аттенюатор. Неизвестный импеданс входного сигнала, неизвестный импеданс входа усилителя, невозможность обеспечения правильного коэффициента трансформации при таком количестве обмоток и выводов, "плавающая" АЧХ (ведь трансформируется не только уровень, но и импеданс, т.е. входное сопротивление варьируется как квадрат коэффициента передачи), емкостные связи между обмотками, активные сопротивления обмоток и многое другое. Когда речь заходит о сигналах с сильно отличающимся уровнем сразу возникает вопрос нелинейности сердечника на малых уровнях (если трансформатор рассчитан на большие уровни) и насыщения на больших уровнях (если трансформатор рассчитан на малые).
Кроме того, трансформаторы давно проиграли битву современной активной схемотехнике, найти сейчас, например, трансформатор на мощном выходе профессионального оборудования практически невозможно, да и транзисторные бытовые усилители сейчас в подавляющем большинстве, а трансформатор на их выходе найти практически невозможно. Даже на входах/выходах профессионального оборудования они применяются только потому, что используются балансные сигналы. Выше приводились входные группы для микрофонов и MC-картриджей - да, но стоит упомянуть, что динамический диапазон этих входов весьма узок, унифицированы импедансы, потери учтены в коррекцции и т.п. Ничего этого не производится в бытовой самодельной аудиоаппаратуре.
Возвращаясь к схеме обсуждаемого усилителя: честно говоря, думая о цирклотроне я в первую очередь думаю о бестрансформаторном выходе. И в данном случае - первое дело, которое приходит мне на ум - согласовать цирклотрон с нагрузкой без трансформатора. Но для сопровождения этого я пока не готов. Нужно вникнуть сначала.
За это сообщение автора poty поблагодарил:
rad54
Рейтинг: 25%
 
Владислав

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#15

Сообщение rad54 » 02 фев 2019, 13:47

goldmen8 писал(а):
02 фев 2019, 11:03
В основном, он относится к слабосигнальной категории,
за редким исключением. К этому типу трансформаторов можно
отнести микрофонные, для ММ и МС электромагнитных головок
звукоснимателей, послеЦАПовые
Примерно именно такой трансформатор я пытался приспособить под свои нужды и получил вышеприведенный мной ответ от производителя.
Наверное, ключевое определение здесь - слабосигнальный.
Очень сильно, наверняка, влияют на нормальную работоспособность в желаемой схеме как входные емкости каскадов, принимающих сигнал, так и согласование входных и выходных импедансов. Тоже еще та задача. По моему, так проще под параметры активной схемы рассчитать новый трансформатор, чем подстраивать свою схему под чей-то стандарт.
А как просто было бы тогда избавляться от лишних каскадов (например в усилителе данной ветки, что я и хотел сделать)! Вместо лампы с обвязкой и потреблением - поставить повышающий трансформатор .

Вот, нашел на той же ветке вегалаба подтверждение своим опасениям в 20 и 42 постах от Мусатова :
"Не надо жадничать. Усиление если и делать на трансформаторе, то на низких импедансах и индуктивностях, как, например, в усилителе Ульянова. Мне кажется, что делать трансформатор-аттенюатор с усилением больше 2 (6дБ) опасно....Использовать повышение - достаточно рисковое занятие..."

Впрочем вы абсолютно правы - надо пробовать ещё раз вернуться к этой теме и ...потщательнЕе!

Отправлено спустя 6 минут 10 секунд:
poty писал(а):
02 фев 2019, 13:29
Может, переместить это обсуждение?
Отличная мысль. Чуть подождать может только, чтобы все на эту тему успели до переноса высказаться и легче было расфильтровать ветки.

Отправлено спустя 1 час 13 минут 4 секунды:
poty писал(а):
02 фев 2019, 13:29
Думаю, не стоит говорить о том, что для каждого случая этот трансформатор рассчитывается под конкретное место применения....
и далее до "кроме того..."
Очень четко, теоретически верно и обоснованно изложенная квинтэссенция моих собственных, до этого "разобранных" мыслей и предположений!
Последний раз редактировалось rad54 02 фев 2019, 20:37, всего редактировалось 1 раз.
Алексей

Аватара пользователя
goldmen8
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 25 май 2018, 10:02
Откуда: г. Киров (на р. Вятка)
Благодарил (а): 109 раз
Поблагодарили: 58 раз

#16

Сообщение goldmen8 » 02 фев 2019, 17:20

poty писал(а):
02 фев 2019, 13:29
Жаль, что тема трансформаторов перебила обсуждение усилителя. Может, переместить это обсуждение? ...
Я только за!!!
Можно вообще удалить "тему обсуждения трансформаторов".
rad54 писал(а):
02 фев 2019, 15:06
... Вместо лампы с обвязкой и потреблением - поставить повышающий трансформатор...
По такой схеме описана разработка Юрия (titpol) г.Тамбов: "Ламповый аудиокомплекс начинающего. Восемь вариантов включения ламп ..."
Слова автора: ...
Показать
... Александр (aleks8845) подкинул мысль и два дросселя большой индуктивности на т.н. «нано-ториках». Я домотал сверху «первички» для Ктр = 10, разломал две ненужные лампы, на цоколях соорудил «нано-лампо-трансформаторы», добавил два резистора, два конденсатора, два разъёма RCA и получил ещё две конфигурации для источников с собственным регулятором громкости: звуковая карта ПК, плеер с выходом на телефоны, ПК + ЦАП. Устанавливается эта штуковина вместо 6Г2. Получаем самый короткий тракт: повышающий трансформатор + выходная лампа.

Результат прослушивания с ЦАПа превзошёл все ожидания! Звучание динамичное, высокая детализация и прозрачность, никаких «окрасов». Рок, «противопоказанный» для однотактных усилителей, зазвучал убедительно и полноценно. Откуда взялся напор — непонятно...
За это сообщение автора goldmen8 поблагодарил:
rad54
Рейтинг: 25%
 
Александр.

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#17

Сообщение rad54 » 02 фев 2019, 20:49

goldmen8,
И опять спасибо за наводку.
Чужой опыт дОрог, часто он свОдит ещё ненабитые синяки и шишки. :zombie:
Алексей

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#18

Сообщение rad54 » 04 фев 2019, 14:19

poty писал(а):
02 фев 2019, 13:29
думая о цирклотроне я в первую очередь думаю о бестрансформаторном выходе. И в данном случае - первое дело, которое приходит мне на ум - согласовать цирклотрон с нагрузкой без трансформатора.
Для усилителей мощности, думаю, это не очень реально. Или ценой за это будет монстроподобность аппарата,типа знаменитого "Мамонта".
Мне больше нравится идея не полного отказа от трансформатора, а возможность сделать его гораздо проще и дешевле общепринятых для SE и классических PP схем. Считаю, что основной козырь цирклотрона - в его низком выходном сопротивлении, особенно в схеме катодного повторителя. Это позволяет использовать на выходе малоиндуктивные и беззазорные трансы или дроссели достаточно малых габаритов и веса.
При очень хорошей ровной полосе частот, без недостачи снизу по НЧ и напряга сверху по ВЧ. Да и с акустикой легче согласовать с любой.
Алексей

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4147
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 241 раз
Поблагодарили: 82 раза
Контактная информация:

#19

Сообщение Роман Мирошниченко » 13 фев 2019, 18:59

goldmen8 писал(а):
25 янв 2019, 15:55
Алексей, восхищаюсь проделанной работой!!!
И тем, как это изложено! :clap:

Аватара пользователя
rad54
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 233
Зарегистрирован: 20 мар 2018, 13:37
Откуда: Новосибирск, Россия
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 58 раз
Контактная информация:

#20

Сообщение rad54 » 14 фев 2019, 13:07

Роман Мирошниченко писал(а):
13 фев 2019, 18:59
И тем, как это изложено!
:oops: Спасибо, я смущён ...
Алексей

Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение