Андрей, тут можно ввязаться в бесконечный спор.
Я поддерживаю два подхода к этому вопросу (названия условные, все совпадения - случайные и т.п.
):
1. Бескомпромиссный. Обычно таким путём идут энтузиасты, строящие HiEnd, иногда - любители авторского подхода, например, Роман Мирошниченко с этого форума. Суть пути - построить систему под себя. Подбираются элементы системы, наиболее подходящие к достижению результата. Как правило, помимо подхода к конструкции, нравящейся с той или иной точки зрения, такие люди не проводят никаких измерений и критически относятся к характеристикам систем. Понятно, что для таких людей совершенно всё равно, на чём проводить измерения. Я поддерживаю эту группу потому, что в неё входят люди действительно слышащие малейшие нюансы воспроизведения и требующие от своей аппаратуры звучания, которое кажется именно им самым правильным. В данную группу (хоть и крайне редко) входят люди, обладающие инженерным складом ума (в аппаратурно-строительном плане). Такие люди (себя, увы, к ним не отношу по причине отсутствия "золотых ушей"
), как правило, не отходят далеко от основного постулата - подбирать систему под себя - и проводят измерения на той акустике, которую предполагают использовать в системе, часто даже не на входных клеммах, а именно в звуковом пространстве. Такой подход имеет право на жизнь тоже, наверное, он самый правильный, но и самый затратный (знаю одного сотрудника, с которым ранее работали, который отвёл специальную комнату для единоличного прослушивания музыки ("для гостей" - отдельная система в гостиной), эта комната имела все возможные и невозможные системы заглушения, пропорции и т.п.). Почему правильный - попробую пояснить в следующей группе.
2. Инженерный. Вот здесь - достаточно большая, я бы сказал - массовая - группа людей, которые в построении системы ориентируются на принцип Форда: если каждая из составных частей удовлетворяет некоторому стандарту качества, то и результат будет ему удовлетворять. Более того, из-за массовости составных частей, результат достигается за существенно меньшие деньги и любую часть можно обновить не трогая остальные. Опустим сейчас сложности с установкой такого оборудования в реальной комнате и процент тех, кому удалось получить систему, полностью нравящуюся, даже с учётом непривередливости к нюансам. Эта категория как раз требует наличия характеристик, как можно более подробных и точных. Я себя отношу, по большей части, к этой группе, хотя есть изрядная доля фетишизма, которую можно отнести и к первой тоже. То есть, инженерный подход мне ближе, я к этому. Но, как всегда это бывает: чем больше человек знает, тем больше он понимает, что знает мало. Фактически, все стандартные измерения, которые должны показать "качество" аппаратуры или, хотя бы, "применимость" в конкретных условиях - не более, чем "описание сферического коня в вакууме", как любил говорить один из монтажников, с которым я работал. Сейчас, ещё немного и я дойду до эквивалентов нагрузки.
Вот, допустим, измерение АЧХ. Не поймите меня неправильно, но эти децибеллы/доли децибелла неравномерностей усиления, по сравнению с неравномерностью любой АС - просто нигилистически малы! А если учесть комнату... (отправляю в ветку Романа по оборудованию новой гостиной) С другой стороны - эквивалент какой нагрузки мы собираемся использовать? Да, наверное, для гитарных усилителей ещё можно говорить об устоявшейся конструкции акустических систем, но для домашнего использования... Количество полос: 1-4. Активные/пассивные/комбинированные. Электромеханические/электростатические/комбинированные. Оформление: закрытый ящик, фазоинвертор, открытый ящик, рупор, задний/передний резонатор, +супертвитер, +сабвуфер... (не уверен, что перечислил всё, комбинации встречаются тоже в умопомрачительных количествах). Всё это напрямую влияет на то, что будет представлять из себя импеданс АС и какое будет взаимное влияние АС и усилителя. Поэтому я и говорил "правильно" о методе измерения SPL в точке прослушивания. Это единственный объективный метод измерений, но и наиболее разочаровывающий в результатах.
Если говорить про искажения, то тут тоже не всё так однозначно, как хотелось бы. Я часто слышу понятие "жанровость". На ранних этапах своего возвращения в конструирование мне казалось, что понятие это... какое-то идиотское. Ну, что - "низы" меньше нужны попсе, чем, допустим, року? Или "середина" менее важна для, допустим, классики, чем для вокала? Или "воздушность" блюза за счёт чистых "высоких" не пригодится для того, чтобы "тс-тс" не раздражало в танцевальной музыке? Но после того, как я понял, что измеряемые искажения имеют мало общего с тем, что мы слышим, я несколько (но не до конца) пересмотрел своё отношение к жанровости. Действительно, есть усилители, у которых заявленные искажения непросто измерить, не то, что услышать, а слушать их не очень-то хочется. А (иногда, далеко не всегда) некоторые усилители, в которых искажения измеряются процентами (допустим, OddWatt на максимальной мощности) - приживаются в системах обоих подходов. Почему? На данный момент объяснение "жанровости" и "слышимости искажений" лично я связываю с разным пик-фактором сигнала на разных жанрах в разных частотных полосах. При этом основная смысловая часть сигнала сосредоточена в довольно тихих сигналах. И тут на первую сцену выходит больше динамический диапазон и его линейность, а не искажения, измеряемые на относительно больших уровнях сигнала. Причём! Я также склонен выбирать усилитель с низкими искажениями, так как он вероятнее будет воспроизводить любую музыку отлично, чем "жанровоориентированный" специалист со спорными показателями. Да, противоречие, но пока другого выхода для себя не вижу.
Т.е., отвечая напрямую на Ваш вопрос: для аудиофилов измерения неактуальны, а инженеры ориентируются на синтетические характеристики аппаратуры (т.е., на, скажем так, идеальные условия воспроизведения). Мне это не нравится, но , увы, "мир несовершенен", как говаривал Снейп в Гарри Поттере (а, вероятно, и кто-нибудь из великих ранее).
Отправлено спустя 21 секунду:
Извините за длинный пост!