Для активации новой учетной записи и ее подтверждения на Форуме - необходимо связаться с администратором по электронной почте p-i-n-o-k-i-o@mail.ru.
Все новые учетные записи не прошедшие подтверждения администратором воспринимаются как спам.

Опыт эксплуатации тонармов SME 3009/3012

Модератор: Роман Мирошниченко

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#41

Сообщение Роман Мирошниченко » 13 фев 2015, 13:17

fogoverfrog писал(а):почему такое опасение использовать шеллы чуть тяжелее?
Есть такая вещь как "эффективная масса ". Процитирую:
"Частота резонанса тонарма и звукоснимателя зависит от эффективной массы тонарма и гибкости подвижной системы головки. Полностью избежать резонанса невозможно, но правильный подбор этих параметров позволяет расположить его в узком промежутке от 8 до 20 Гц." (http://shabad.ru/forumaml/showpost.php? ... ostcount=2).
Желательно до 15 Гц.

Это проверяется по номограмме:
номограмма.jpg
На www.vinylengine.com есть программный калькулятор (http://www.vinylengine.com/cartridge_resonance_ev ... .php?eff_mass=20&submit=Submit). Можно исходить как от тонарма, так и от конкретного картриджа.

Я предпочитаю пользоваться пластинкой со спец. дорожкой (viewtopic.php?f=17&t=69&start=80#p1236). Она хороша тем, что есть дорожка для вертикального и горизонтального резонанса. Не совпадение частот служит сигналом для дополнительного поиска проблем (рекомедуется демпфировать тонарм - на Dual это дало мне очень хороший результат viewtopic.php?p=1486#p1486).

Практически получается, что если резонансная частота выше указанного диапазона, это ослабляет бас. Если ниже, головка становится чуствительной к инфранизким звукам (коробление пластинки, вибрации пола и стойки аппаратуры и т.п.).

Все мои шеллы легкие (8-5 гр.), но для моих картриджей и это много.

Аватара пользователя
fogoverfrog

#42

Сообщение fogoverfrog » 13 фев 2015, 13:38

если правильно настроить тонарм (а сейчас очевидно настройка еще не закончена) возможно реакция на частотные треки (давно хочу купить аналогичный диск - да все жаба) будет иная

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#43

Сообщение Роман Мирошниченко » 13 фев 2015, 13:43

Безусловно. Но, по моим наблюдениям, это выражается в сужении диапазона. Т.е. частота не смещается ввер/вниз, а становится более конкретной. Возможно я ошибаюсь.

Да, он не дешев конечно. При сегодняшнем-то курсе доллара. На нем еще очень хорошие треки для антискейтинга. Остальным я пока не пользуюсь активно.
fogoverfrog писал(а):сейчас очевидно настройка еще не закончена
Такое ощущение, что она никогда не закончится! :rambo:

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#44

Сообщение Роман Мирошниченко » 13 фев 2015, 14:47

Разъем под шелл у тонарма выглядит так:
SME coket.JPG
SME coket.JPG (10.59 КБ) 25965 просмотров
SME coket 1.jpeg
SME coket 1.jpeg (8.84 КБ) 25965 просмотров
Предположительно, на моих тонармах менялась проводка (по крайней мере это предлагалось мне как услуга).

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#45

Сообщение Роман Мирошниченко » 14 фев 2015, 15:19

Хорошо, попробую перейти Stanton(ом) на шелл SME. Вчера пролистал все предложения по шеллам на eBay, SME для меня самые подходящие получаются. Остальное (заинтересовавшие) и дороже, и тяжелее. Попробую.

Решил только сначала проводку заменить, родная очень старая. Было такое желание и было из чего выбрать. Лучше это или хуже, судить не могу.
image.jpg
image.jpg
Я так и не смог добиться параллельности трубки и шелла. Шелл явно задран. Я менял прокладки байонетного кольца. Ставил совсем без них. Перекос остается. Проверил на 3009-ом, тоже самое. Просто не так заметно.

Я поверил длинну штырьков на шеллах. Одинаковая. И затем уже разбираясь в конструкцие всего разъема, стал сомневаться, что параллельность вообще возможна. На шелле мы имеем с торца контактные штырьки и сбоку штырек для байонета. Внутри разъема на тонарме есть подпружиненые контакты (проверил их - все прожимаются ровно) и направляющие для байонета.
image.jpg
image.jpg
Получается, что пружины давят на все четыре штырька контактной группы, но байонет притягивает только верх разъема. При сохраняющейся гибкости узла, наблюдаемый мною прогиб не избежен. Его отклонение обусловлено лишь точностью изготовления разъема.

Этого не было бы, если байонетный штырек был с двух сторон.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4838
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 558 раз
Контактная информация:

#46

Сообщение poty » 15 фев 2015, 00:16

Роман, я, например, на шелле без регулировки добавлял клиновидную прокладку, выставлял тонарм горизонтально и за счет клиновидной прокладки наклонял картридж до тех пор, пока кантилевер не окажется под нужным мне углом к пластинке. Геморно, но возможно.
Владислав

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#47

Сообщение Роман Мирошниченко » 22 фев 2015, 20:14

Нашел тонармы SME, для которых выпускались шеллы с двумя штырьками. Причем это как раз указывается достоинством.
SME M2-9-R.jpg
SME M2-9R
SME M2-12R.jpg
SME M2-12R
По сути это лишь следующая модификация (возможно последняя) моих тонармов. Очень большой шанс, что шелл с двумя тырьками мне подойдет.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4838
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 558 раз
Контактная информация:

#48

Сообщение poty » 22 фев 2015, 23:50

Так не хочется гробить надежду! :) Судя по расположению штырьков, они находятся не друг над другом. А на Вашем шелле есть место под второй штырёк? И насколько он учитывает это неодинаковое расположение?
Владислав

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#49

Сообщение Роман Мирошниченко » 23 фев 2015, 08:01

poty писал(а):Так не хочется гробить надежду!
По моему представлению, все для использования двухштырькогого шелла на сокете моих тонармов есть:
SME сокет.jpg
- Две вертикальных прорези для входа штырьков;
- За ними бороздка-резьба по окружности (по этому штырьки не друг под другом)

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

... про Stanton

#50

Сообщение Роман Мирошниченко » 24 фев 2015, 20:21

Самый яркий пример за сегодня- Bonnie Tyler 1986 "Secret Dreams and Forbidden Fire".
image.jpg
Очень давно нравится этот концерт, но покупка пластинки почти разочаровала. Я ничего не имею против электронных ударных и баса, но как тут все не интересно... Как-то пустовато. С предыдущими картриджами буквально слушать не чего было.

Однако, она не была списана в память о школьных дискотеках. Последний трек "Holding out for a hero" был хитом. Бомбой! И Stanton вернул это впечатление. Сегодня этот трек мной был прослушан несколько раз. Stanton не добавил баса или глубины. Но, почему-то сегодня этого мне перестало нехватать.


Есть пластинки, которые звучат всегда и на любой системе. К некоторым (даже не самым уникальным) нужен подход.

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#51

Сообщение Роман Мирошниченко » 07 мар 2015, 21:48

Итак, у меня есть две разновидности шеллов SME.
image.jpg
SME S2 и SME S2-R. Основная разница между ними - количество штырьков для байонетного разъема.
image.jpg
Долго пришлось повозиться, чтобы закрепить трубку тонарма горизонтально. Чтобы она стояла жестко а не балансировала.
image.jpg
image.jpg
Однако, в итоге меня ждало РАЗОЧАРОВАНИЕ. Оба шелла подошли. И шелл с двумя штырьками даже лучше встал на тонарм - нет вертикального люфта. Но, оба "задирают нос". Абсолютно одинаково.
image.jpg
image.jpg
Результат, конечно, стабильный. Но, что делать дальше я не знаю.

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

ЗАБЕЙ!!!!!!!?!!!!!!

#52

Сообщение Роман Мирошниченко » 07 мар 2015, 23:06

В итоге вечера, я буквально на глазок "воткнул" свою беспроигрышную Sumiko PEARL. На абсолютно левом шелле. Поставил SADE, что "звучит" абсолютно всегда. И насладился музыкой.
image.jpg
Когда-нибудь я тоже "забью". И буду просто покупать пластинки и слушать. Как это было уже... Но, я хочу прийти к этому осознано. Я хочу понять границы достижимого.


Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

Продолжаю поиск решения

#53

Сообщение Роман Мирошниченко » 08 мар 2015, 19:35

Решил разобрать тонарм, снять с него байонет крепление картриджа. Это оказалось не сложно. Открутил стопорный винт и вытянул тело байонета из трубки тонарма.
image.jpg
Но, там особо ничто не может влиять на положение вещей. Видно, что в тонарме меняли проводку. Собрал обратно.

Снял с шеллов резиновые уплотнительные кольца и в более удобном доступе (тонарм в руках), попробовал установить шеллы.
image.jpg
Без них шелл плотнее садится в разъем. Я проверил три шелла. Два фирменных SME (с одним и двумя штырьками) и новодельный. Результат предсказуемый. Даже при добросовестной затяжке у новодельного шелла наблюдается зазор в нижний части крепления, что рождает вертикальный люфт и задирает шелл вверх.
image.jpg
Оба фирменных устанавливаются очень плотно. Без люфтов и зазоров.
image.jpg
image.jpg
Однако, задраность вверх у них есть тоже, пусть и в меньшей степени. И это вызывает вопрос, так как похоже является конструктивной особенностью.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4838
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 558 раз
Контактная информация:

#54

Сообщение poty » 09 мар 2015, 01:00

Можно я попробую высказать своё мнение? Я - не виниловод и не способен оценить уровень своих предположений, поэтому подходите к этому критически.
Я думаю, что этот "перекос" - конструктивное требование оригинального тонарма для соответствия определённым картриджам. Возможно, что во времена их применения была какая-то стандартизация картриджей, возможно, выпущенных в определённом регионе. Что я хочу сказать: мне кажется, Вы уже дошли до уровня, когда нужно попробовать выставить картридж не по поверхности шелла, а по углу держателя иглы по отношению к пластинке. Сделать угловой шаблон и воспользоваться клиновидными вставками. Другого варианта я не вижу.
Горизонтальность руки твёрдо соблюдать не обязательно, главное, чтобы картридж правильно стоял и рука ни за что не задевала.
Владислав

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#55

Сообщение Роман Мирошниченко » 09 мар 2015, 14:18

Попробовал закинуть этот вопрос на классикаудио.ру (http://classicaudio.ru/forum/topic/4544 ... /?p=187585). Я не знаю более серьезного по подходу рускоязычного форума для виниловода. Но, слабо надеюсь на серьезные ответы. Предыдущий мой опыт вселяет пессимизм по поводу обращения за опытом...

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#56

Сообщение Роман Мирошниченко » 18 мар 2015, 22:34

Я прорабатываю вопрос тонкой настройки VTA . Для начала мне очень хотелось посмотреть на положения кристаллов моих картриджей. Это предварительный материал. Возможно он и не пригодится, но интуиция подсказала мне сделать так. Кристаллы сняты без нагрузки. На горизонтально расположеном катридже.

1) Stanton 881S (081).
Stanton 881S вектора.jpg
2) Pickering XV-15 (D400).
Pickering XV-15 вектора.jpg
3) Empire 4000 DIII.
Empire 4000 DIII вектора.jpg
4) Audio Technica ML150/OCC (ML150 OCC).
Audio Technica ML150OCC вектора.jpg
5) Sumiko PEARL.
Sumiko PEARL вектора.jpg
Демпфер и кантиливер у всех картриджей имеет разную упругость и под воздействием прижимной силы, положение кристала на пластинке станет иным.
Последний раз редактировалось Роман Мирошниченко 19 мар 2015, 22:14, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 4838
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 172 раза
Поблагодарили: 558 раз
Контактная информация:

#57

Сообщение poty » 19 мар 2015, 14:20

Роман, я наблюдаю с восхищением и завистью за Вашими титаническими усилиями! :) Честно - меня они поражают!
Я думаю, что Вы выбрали чрезвычайно сложный путь. Признаю, что он не тупиковый. Но, может, всё-таки, есть вероятность, что Ян даст Вам на время осциллограф и можно попробовать хотя бы проверить Ваши геометрические изыскания?
Владислав

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

#58

Сообщение Роман Мирошниченко » 19 мар 2015, 14:42

poty писал(а):Роман, я наблюдаю с восхищением и завистью за Вашими титаническими усилиями! Честно - меня они поражают!Я думаю, что Вы выбрали чрезвычайно сложный путь.
Спасибо за комплименты. :oops: Это скорее познание того, чем я увлечен всю жизнь, чем труд. Способ уйти от вешающих на уши лапшу, в тень собственных знаний. Как Вы сами сказали, это хобби!
poty писал(а):Но, может, всё-таки, есть вероятность, что Ян даст Вам на время осциллограф и можно попробовать хотя бы проверить Ваши геометрические изыскания?
Это очень отдельная тема для меня. Я к ней еще не готов. Сейчас мне кажется, что звучание моего винила все время улучшается (хоть проигрыватель и стоит большее время полуразобраный). Я использую доступные мне инструменты и способы контроля. Если потом электронные приборы что-то опровергнут или подтвердят - тем ценнее будет. Получается, что мне сейчас важен не только результат, а его осознанность мной.

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

"Все подвергай соменению"

#59

Сообщение Роман Мирошниченко » 28 мар 2015, 18:19

Вроде бы и звук у меня сейчас получился хороший - живи да радуйся... Однако, в голове моей засело все-таки достижение реального понимания правильной установки VTA. Копаю интернет. Изучаю материалы форумов по этому вопросу, скажу честно - бред сплошной. С одной стороны безоговорочно признается, что с 1975-го года резец при записи пластинки должен устанавливаться под 20 градусов. С другой - народ за столько лет каких только фантазий не нагородил. Сколь нибудь обоснованной методики установки головки я так и не нашел. Всеми признается важность данной настройки, однако рекомендации две - "на слух" и "забей".

Главное, что не дает мне покоя - собраная мною же информация. Фотографии картриджей и их кристаллов. В том, что я получил не прослеживается какой-либо системы. Иглы стоят под совершенно разными углами. Я снимал все без нагрузки, но и так понятно, что игла с отрицательным наклоном никак не выправится до необходимого VTA под воздействием прижимной силы.

Провел еще одно наблюдение. Иллюстрирую:

1) Stanton 881S (081).
Stanton 881S вектора.jpg
Stanton 881S крупно + горизонт.jpg
2) Pickering XV-15 (D400).
Pickering XV-15 вектора.jpg
Pickering XV-15 крупно + горизонт.jpg
3) Empire 4000 DIII.
Empire 4000 DIII вектора.jpg
Empire 4000 DIII крупно + горизонт.jpg
4) Audio Technica ML150/OCC (ML150 OCC).
Audio Technica ML150OCC вектора.jpg
Audio Technica ML150OCC крупно + горизонт.jpg
5) Sumiko PEARL.
Sumiko PEARL вектора.jpg
Sumiko PEARL крупно + горизонт.jpg
На что, я хочу обратить внимание. Какой-либо системы в установке угла кристалла не наблюдается. Более того, на картридже нет линии, которая бы повторяла этот угол. Служила бы ориентиром в установке (производители вполне могли бы даже специально на это обратить внимание установщика). Но, всегда есть линия, в хорошо видимом под шеллом месте, которая параллельна площадке (или ушкам) установки (я выделил обе желтым цветом). Эта линия явно заметна и ее горизонтальность хочется соблюсти интуитивно.

Может быть, единственно верная установка для всех картриджей - ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ?!? :think:
Последний раз редактировалось Роман Мирошниченко 29 мар 2015, 10:05, всего редактировалось 1 раз.
За это сообщение автора Роман Мирошниченко поблагодарил:
Алаев Ян
Рейтинг: 16.7%
 

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 4354
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 500 раз
Поблагодарили: 178 раз
Контактная информация:

"Ловля блох"

#60

Сообщение Роман Мирошниченко » 01 апр 2015, 22:02

Все мои "винтажные" картриджи имеют высокую податливость. Т.е. требуют низкой эффективной массы системы. Pickering совсем отдельная тема - компилянс изменяемый (?!?). Ведет себя образцово в тестах на обоих тонармах. И только SUMIKO более жесткая. Я уже отмечал, что на тестовой записи получаю резонанс на 7Hz, при норме 8-15. Отклонение не значительное и я не наблюдаю каких-либо субнизкочастотных возбуждений. Даже если топнуть рядом с проигрывателем, это проявится микрофонным эффектом, но резонанса не вызовет. Тем не менее "стремлюсь к совершенству".

Я уже постепенно перевожу "легкоподатливые" картриджи на облегченные шеллы SME S-2R. И сейчас задумался над крепежем. Арсенал болтиков у меня большой, но не все те, что требуются. Предстоит закупаться. Вот и решил сориентироваться в приоритетах.

- Во-первых, мне нравятся черного цвета. На черном шелле это хорошо смотрится.

- Во-вторых, крепеж нужен не магнитный. В последнем купленном на eBay комплекте такими были лишь болты, гайки магнитные.

- В-третьих вес! Но, его никто не указывает. На шеллы этой информации и то зачастую нет.

У меня есть три комплекта разного крепежа одного размера.
image.jpg
Тефлоновые, алюминиевые и из нержавейки.
Взвешиваю:
image.jpg
Тефлоновый.
image.jpg
Алюминиевый.
image.jpg
Из нержавейки.
У тефлоновых есть фора, они устанавливаются без защитной шайбы. :wink: В остальном, все понятно и без пояснений.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей