Почти народный RIAA-корректор

Модератор: Алаев Ян

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#101

Сообщение AndreyK » 04 мар 2016, 11:55

Еще несколько фотографий.
P1070122.JPG
122
P1070124.JPG
124
P1070125.JPG
125
P1070126.JPG
126

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#102

Сообщение Роман Мирошниченко » 04 мар 2016, 12:01

А у меня почему-то сложилось впечатление, что они выполнены методом тиснения. Как бы вдавлены, а не вырезаны. Отличный результат. Рядом с усилителем хорошо вписалось.

[upd=1457082264][/upd]
Я хотел бы еще кое-что спросить, для собственного понимания. Про установку на шипы корректора и усилителя. Это имеет смысл с технической точки зрения? Или просто дизайнерское решение, по принципу "хуже не будет"?

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#103

Сообщение AndreyK » 04 мар 2016, 12:59

Роман Мирошниченко писал(а):Я хотел бы еще кое-что спросить, для собственного понимания. Про установку на шипы корректора и усилителя. Это имеет смысл с технической точки зрения? Или просто дизайнерское решение, по принципу "хуже не будет"?
В данной ситуации для усилителя скорее всего "просто дизайнерское решение", а для корректора (учитывая его чувствительность и коэффициент усиления) имеет смысл - меньше передаются вибрации на элементы схемы, включая лампы.
Сегодня замерил общий уровень фона на выходе корректора - получил максимум 1,2 мВ rms. На комфортной громкости в акустике полная тишина.

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#104

Сообщение Роман Мирошниченко » 04 мар 2016, 13:01

Ок, я понял. Это и в дизайнерском смысле зачастую удачно смотрится.

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2291
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 4 раза
Контактная информация:

#105

Сообщение Алаев Ян » 04 мар 2016, 14:20

AndreyK писал(а):имеет смысл - меньше передаются вибрации на элементы схемы, включая лампы.
у меня к этому двоякое отношение, с одной стороны я на личном опыте слышал разницу в звучании акустики на шипах и без, когда шипов не было, я ногами чувствовал вибрации по полу, при установке акустики на шипы (шипы без подкладок) этого эффекта уже не было, я могу убедить себя только с позиции, что вибрация все равно передается, но так как площадь соприкосновения шип-пол мала, то вибрация скорее переходит в деформацию (прокалывание) пола, нежели в передачу каких то волн по поверхности, т.е. шип выступает в роли усилителя вибрации и так как последствия вибрации находятся уже на другом уровне, не раскачивания, а сразу деформации поверхности, то и для слушателя это дает другой результат. Теперь что касается передачи вибрации на компонент, здесь же у нас обратная картина, мы же хотим защитить корректор и усилитель (например, установленные там лампы) от вибрации. Вот здесь у меня "не сходится". На мой взгляд нет разницы между толстой опорой и шипом или пусть даже там будет нанотрубка, которая жестко соединяет опору и компонент. Если на опору была передана некая вибрация, некое смещение, то все должно без изменений передаться на компонент. Развязки тут нет. Единственное, с чем я могу как-то примерится, это если компонент стоит на шипах на, например, деревянной поверхности и при этом под шипом нет подкладки. Т.е. мы будем иметь обратную с акустикой картину, пришедшая из вне вибрация будет вызывать не смещение самого компонента, а прокалывание (наверное, это можно назвать аналогом демпфирования) опорной поверхности. Т.е. исходное смещение было, например, 0.5, но за счет того, что шип вошел в поверхность компонент сместился на, например, 0.2 мм и вибрация вроде бы как уменьшилась. Как-только мы сделаем подложку под шип, мы тут же превращаем все это в элемент дизайна и не более. Возможно, я чего-то не понимаю, буду рад узнать мнение других участников Форума.
Стремление к совершенству рождает шедевры!
https://vk.com/alaevlabs

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#106

Сообщение Роман Мирошниченко » 04 мар 2016, 16:26

Я не знаю, когда появились "шипы" в аудиомире. Не помню их на аппаратуре моей юнности. Я лично с ними столкнулся в 1995-м году, когда и купил себе B&W 603. Это напольники и в инструкции к ним была рекомендация (кстати инструкция цела, могу поискать) применять шипы, если на полу ковровое покрытие. Т.о. предполагалось, что шипы не имеют прямой целью гасить вибрации, а лишь обеспечивают жесткую установку. В комплекте сабвуфера (из той же серии) шли и шипы и сарботановые полушария. Рекомедовалось шипы применять с ковром, а на голый пол ставить с мягкими опорами. Никаких шайб не прилагалось. Более того, в ходе многочисленных экспериментов (а эти колонки со мной поменяли три квартиры с разным напольным покрытием) я пришел к мнению о вреде прокладок под шипами (тех пор я приклеиваю прокладки к полу при первой же возможности). Но увы, это вынужденное зло. Наилучший вариант я достиг в предыдущей квартире. Там я ввернул в деревянный настил пола (сквозь ковролин) огромные болты-саморезы, шляпки которых были разработаны под конус. И вот в эти конусы я установил шипы колонок. Было намертво!

Я верю, что шип является фильтром вибраций. Все, что с широкой стороны он собирает и выпускает через острие. В обратную сторону, все собранное острием рассеивает широкой стороной. Но, на слух я это не ощущаю. Однако только шипы обеспечивают беспрецедентную устойчивость. Особенно регулируемые по высоте. Ранее я подвергал это сомнению для тяжелых компонентов. Но, собственный опыт меня убедил ( /viewtopic.php?p=3900#p3900 ).

Тема шипов на усилителях лично мне интересна потому, что:
- с одной стороны красиво;
- с другой не дешево.

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#107

Сообщение AndreyK » 04 мар 2016, 20:17

В принципе, я думаю, можно было бы и не ставить корректор на шипы. Удалось другими способами победить микрофонный эффект и другие нежелательные призвуки.
Решил поставить на шипы из-за двух критериев:
- во-первых (главное), у меня были в наличии шипы, точно такие же как и на усилителе и не надо было искать ножки для корпуса;
- во-вторых, когда я измерял уровень фона в системе проигрыватель-корректор (тогда у меня еще корректор был в макетном корпусе и не на шипах), когда игла стоит на пластинке (т.е. ловит все вибрации стойки), при установке проигрывателя на шипы с опорами уровень фона незначительно, но снижался.

Конечно за чистоту эксперимента ручаться не могу, так как на тот момент главная цель была любыми способами снизить уровень фона как от механического, так и электрического воздействия. Конечно шипы не панацея, но как заметил Роман, смотрятся тоже не плохо.
У нынешней моей вертушки нет шипов, но даже если рядом с ней постучать по стойке, то это не вызовет ни какого эффекта. На днях проходя мимо зацепил угол стойки, а в это время играла пластинка. Тряхнуло так не слабо. На предыдущем проигрывателе игла бы вылетела однозначно. Тут тоже испугался, но оказалось зря, проигрыватель внешнего воздействия не заметил. Думаю, что родные опоры будут получше шипов.

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#108

Сообщение Роман Мирошниченко » 04 мар 2016, 20:59

AndreyK писал(а):У нынешней моей вертушки нет шипов, но даже если рядом с ней постучать по стойке, то это не вызовет ни какого эффекта. На днях проходя мимо зацепил угол стойки, а в это время играла пластинка. Тряхнуло так не слабо. На предыдущем проигрывателе игла бы вылетела однозначно. Тут тоже испугался, но оказалось зря, проигрыватель внешнего воздействия не заметил. Думаю, что родные опоры будут получше шипов.
Тут и масса поворотного диска сказывается тоже.

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2291
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 4 раза
Контактная информация:

Стробоскоп

#109

Сообщение Алаев Ян » 05 мар 2016, 18:30

Стробоскоп доработан под Ваши требования.
Я заглубил зеленый светодиод и сильно уменьшил яркость его свечения. В программной части реализована следующая логика работы:
По умолчанию стробоскоп рассчитан на 60 Гц (частота импульсов 120 Гц). Для того, чтобы изменить частоту переключений нужно дважды нажать на кнопку. Загорится зеленый светодиод, но при этом частота не изменится, а по прежнему останется 120 Гц. В устройстве предусмотрено автовыключение, нужно подождать немного, пока устройство выключится. Потом устройством можно пользоваться в новом режиме. Устройство запоминает последний сохраненный режим и такая процедура потребуется только для перехода на другую частоту импульсов. Объясню, почему пришлось так сделать. Если бы мы меняли частоту программно по факту нажатия кнопки, то точность стробоскопа была бы ниже, нежели параметры таймера конфигурируются еще до загрузки контроллера, в нашем случае работает таймерное прерывание, которое непоколебимо относительно того, что происходит в основном цикле контроллера.
1.JPG
120 Гц
2.JPG
100 Гц
В каждом режиме соотношение импульса к паузе 1/10.
Вложения
strobe_100-120_Hz_ver.5_Kislun.7z
(2.68 КБ) 16 скачиваний
Стремление к совершенству рождает шедевры!
https://vk.com/alaevlabs

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#110

Сообщение AndreyK » 15 мар 2016, 17:05

Роман Мирошниченко писал(а):Тут и масса поворотного диска сказывается тоже.
Согласен с Вами Роман. Думаю. что в данном конкретном случае и масса диска, и масса самой вертушки, и материалы из которых они сделаны, и амортизационные опоры - все вместе справляется с поглощением внешнего воздействия.
Алаев Ян писал(а):Стробоскоп доработан под Ваши требования.
Спасибо Ян за оперативную работу. Об остальном договоримся в личке.

Немного подкорректировал внешний вид корректора
P1070159.JPG
159
P1070160.JPG
160
P1070161.JPG
161
P1070164.JPG
164
P1070166.JPG
166
P1070167.JPG
167
P1070170.JPG
170
P1070171.JPG
171
Сейчас жду железо для выходного трансформатора. Заказал в Германии М6 EI 75/26. Хочу намотать трансформатор 7000/600 (приблизительно 3:1)
Сейчас у меня с трансформатором 1,3:1 уровень сигнала на выходе корректора избыточен, поэтому и решил попробовать поэкспериментировать с выходным трансформатором. При применении трансформатора 3:1 (реально хочу получить 3,41:1) существенно снизится выходное сопротивление корректора, что может благотворно сказаться на звуке.

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2291
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 4 раза
Контактная информация:

#111

Сообщение Алаев Ян » 15 мар 2016, 17:32

Стало "глубоко". Раньше надпись RIAA так не выделялась, а preamplifier вообще трудно было прочитать.
Стремление к совершенству рождает шедевры!
https://vk.com/alaevlabs

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 15 раз

#112

Сообщение poty » 16 мар 2016, 11:00

AndreyK писал(а):Сейчас жду железо для выходного трансформатора. Заказал в Германии М6 EI 75/26. Хочу намотать трансформатор 7000/600 (приблизительно 3:1)Сейчас у меня с трансформатором 1,3:1 уровень сигнала на выходе корректора избыточен, поэтому и решил попробовать поэкспериментировать с выходным трансформатором. При применении трансформатора 3:1 (реально хочу получить 3,41:1) существенно снизится выходное сопротивление корректора, что может благотворно сказаться на звуке.
Исключительно для понимания процесса. В текущем применении вторичная обмотка включена параллельно, при этом Вы пишете, что коэффициент передачи - 1,3:1 (я надеюсь, эти цифры - по импедансу?). А если перевернуть этот трансформатор и соединить обмотки (теперь они окажутся первичными) последовательно? Импеданс этой обмотки вырастет в 4 раза (т.е. станет 4:1,3 или 3,1:1) - не то ли это, чего Вы добиваетесь?
Второй момент. У Вас этот трансформатор работает на межблочник с потенциально неизвестной нагрузкой. Изменение сопротивления нагрузки в настоящее время усиливается лишь в 1,3 раза (ну, то есть, допустим, Вы подключаете фонокорректор к транзисторному усилку с входным сопротивлением 10к - в анодной цепи это будет "видеться" как 13к; при подключении к ламповому усилителю со входным 100к - в анодной цепи это будет эквивалентно 130к), при большем коэффициенте трансформации и разница будет больше: 10к -> 31к, 100к -> 310к. Понятно, что при выходном сопротивлении каскада примерно равном внутреннему сопротивлению лампы, увеличение сопротивления нагрузки больше удвоенного выходного сопротивления (для пентодов) мало на что влияет, но Вы уверены, что каскад в этом случае не выйдет за "линейные" рамки?
Владислав

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#113

Сообщение AndreyK » 16 мар 2016, 14:26

Здравствуйте Владислав.
Трансформатор SIT-5KM можно включить как 1 к 2 или 1 к 1 (либо запаралелив вторички как у меня, либо как фазоинверсный). Реально замерив уровни сигнала на входе и на выходе трансформатора в моем включении я получил не 1 к 1, а 1,3 к 1. Поэтому и написал на схеме такое значение. Если соединить последовательно вторички и включить в анодную цепь, то мы получим трансформатор 2 к 1. И в этом случае надо проверить полосу трансформатора - не появятся ли пики и завалы на АЧХ. Мне по расчету надо получить трансформатор 3,41 к 1 или через сопротивления 7кОм/600 Ом.
poty писал(а):Вы пишете, что коэффициент передачи - 1,3:1 (я надеюсь, эти цифры - по импедансу?) - это реальный коэффициент передачи.

Изменение сопротивления нагрузки в настоящее время усиливается лишь в 1,3 раза (ну, то есть, допустим, Вы подключаете фонокорректор к транзисторному усилку с входным сопротивлением 10к - в анодной цепи это будет "видеться" как 13к; при подключении к ламповому усилителю со входным 100к - в анодной цепи это будет эквивалентно 130к)

Немного не так - Лампа будет видеть сопротивление нагрузки на квадрат коэффициента трансформации, т.е. если подключить к транзисторному усилку с входным сопротивлением 10к - в анодной цепи это будет "видеться" как 16,9к

У меня на входе усилителя стоит трансформатор с сопротивлением как раз порядка 1кОм, поэтому применив трансформатор 3,41 к 1 на выходе корректора, лампа у меня будет видеть нагрузку порядка 12кОм. КТ61 у меня в триодном включении, поэтому даже при увеличении нагрузки в 10 раз ни как не выйдет за линейный режим.

Аватара пользователя
poty
Профи
Профи
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 24 мар 2014, 10:00
Откуда: Россия, Москва
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 15 раз

#114

Сообщение poty » 16 мар 2016, 15:24

AndreyK писал(а):Трансформатор SIT-5KM можно включить как 1 к 2 или 1 к 1 (либо запаралелив вторички как у меня, либо как фазоинверсный). Реально замерив уровни сигнала на входе и на выходе трансформатора в моем включении я получил не 1 к 1, а 1,3 к 1.
AndreyK писал(а):Лампа будет видеть сопротивление нагрузки на квадрат коэффициента трансформации
poty писал(а):Вы пишете, что коэффициент передачи - 1,3:1 (я надеюсь, эти цифры - по импедансу?)
Значит, это - чистый коэффициент трансформации, а не по импедансу. Т.о., с точки зрения импедансов эта передаточная функция будет 1,69:1 и Ваше рассуждение
AndreyK писал(а):Лампа будет видеть сопротивление нагрузки на квадрат коэффициента трансформации, т.е. если подключить к транзисторному усилку с входным сопротивлением 10к - в анодной цепи это будет "видеться" как 16,9к
оказывается верным. Однако, если мы соединяем "половинки" последовательно, коэффициент трансформации получается 2,6:1, то есть, по импедансу - 6,76:1, или, следуя Вашим рассуждениям
AndreyK писал(а):Мне по расчету надо получить трансформатор 3,41 к 1 или через сопротивления 7кОм/600 Ом.
4кОм/600Ом. Всё ближе к реальности!
AndreyK писал(а):КТ61 у меня в триодном включении, поэтому даже при увеличении нагрузки в 10 раз ни как не выйдет за линейный режим.
А какое у Вас расчётное внутреннее сопротивление КТ61 в этом включении в рабочей точке? Триодное включение не расширяет, а сужает область линейности. Другой вопрос, что линейность сама по себе (внутри этой области) улучшается, но это даётся не бесплатно, а уменьшением этой самой области (в основном, со стороны низких анодных напряжений и, соответственно, высоких - первой сетки).
Владислав

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#115

Сообщение AndreyK » 16 мар 2016, 16:57

poty писал(а):А какое у Вас расчётное внутреннее сопротивление КТ61 в этом включении в рабочей точке? Триодное включение не расширяет, а сужает область линейности. Другой вопрос, что линейность сама по себе (внутри этой области) улучшается, но это даётся не бесплатно, а уменьшением этой самой области (в основном, со стороны низких анодных напряжений и, соответственно, высоких - первой сетки).
3 кОм.

Аватара пользователя
pentafan
Наблюдатель
Наблюдатель
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 03:16

#116

Сообщение pentafan » 16 мар 2016, 17:11

Андрей вы переменный резистор заменили на постоянный в чистовом варианте или оставили подстроичник?

Аватара пользователя
AndreyK
Участник
Участник
Сообщения: 185
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 21:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 2 раза
Контактная информация:

#117

Сообщение AndreyK » 22 мар 2016, 16:57

pentafan писал(а):Андрей вы переменный резистор заменили на постоянный в чистовом варианте или оставили подстроичник?
Если речь идет о резисторе в цепи второй сетки входной лампы. то пока оставил подстроечник. Еще не все эксперименты завершил.

Получил вчера посылку, в которой Ян отправил мне стробоскоп и прижим. Сегодня удалось испытать стробоскоп. Все работает согласно задания, ни каких нареканий нет. Огромное спасибо за качественное изделие.
195.JPG
195
196.JPG
196
Прижим так же понравился. Видно, что вещь сделана с душой, все продумано технически и красиво с эстетической точки зрения. О впечатлениях пока писать рано, хотя первые эмоции только положительные. Надо больше времени для испытаний. Хочу проверить в работе с разным винилом (старым "тонким или легким" и "тяжелым", а так же совсем новодельным 2015-2016 годов выпуска) при включенном и выключенном вакуумном прижиме. Откровенно "кривых" пластинок у меня в коллекции нет, но надо поискать слегка неровные и проверить работу прижима на них, также с включенным и выключенным вакуумным прижимом. Пока несколько первых фотографий.
197.JPG
197
198.JPG
198
199.JPG
199
200.JPG
200
201.JPG
201
202.JPG
202

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#118

Сообщение Роман Мирошниченко » 22 мар 2016, 17:21

На мой вкус просто великолепно! :clap:

Аватара пользователя
Алаев Ян
Основатель Форума
Сообщения: 2291
Зарегистрирован: 19 мар 2014, 12:05
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 11 раз
Поблагодарили: 4 раза
Контактная информация:

#119

Сообщение Алаев Ян » 22 мар 2016, 18:52

Красиво получилось. Как интересно прижим меняет цвет от красного до оранжевого в зависимости от общей цветовой гаммы.
Стремление к совершенству рождает шедевры!
https://vk.com/alaevlabs

Аватара пользователя
Роман Мирошниченко
Заслуженный Ветеран
Заслуженный Ветеран
Сообщения: 3795
Зарегистрирован: 09 май 2014, 13:31
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

#120

Сообщение Роман Мирошниченко » 27 мар 2016, 20:11

AndreyK писал(а):Надо больше времени для испытаний. Хочу проверить в работе с разным винилом (старым "тонким или легким" и "тяжелым", а так же совсем новодельным 2015-2016 годов выпуска) при включенном и выключенном вакуумном прижиме. Откровенно "кривых" пластинок у меня в коллекции нет, но надо поискать слегка неровные и проверить работу прижима на них, также с включенным и выключенным вакуумным прижимом.
Андрей, очень жду Ваших впечатлений от этих испытаний. Не хочу торопить, оценку давать лучше спокойно. На холодную голову... Просто, я сам сегодня (после полутора месяцев перерыва) вернул свой Garrard в строй. Весь день не могу наслушаться. И больше всего в восторге именно от вакуума! Потому и интересуюсь, что там у Вас. :smile:

Ответить