В вашем браузере включен плагин блокировки рекламы: Существование нашего сайт возможно благодаря показу рекламы. Пожалуйста поддержите нас, отключив блокировку рекламы на нашем сайте.
Для активации новой учетной записи и ее подтверждения на Форуме - необходимо связаться с администратором по электронной почте p-i-n-o-k-i-o@mail.ru.
Все новые учетные записи не прошедшие подтверждения администратором воспринимаются как спам.
Роман Мирошниченко писал(а):Свобода клэмпа позволяет ему лечь на опорный диск всей плоскостью. А мы и выравниваем именно опорный диск. Пэтому сейчас это благо. Однако в идеале, все должно быть ровно относительно оси шпинделя. Ведь клэмп чаще ложится на пластинку или мат, а они могут давать кривизну. Опять я прихожу к в мыслях к цанговому зажиму клэмпа
Не совсем понимаю необходимость выравнивания клэмпа на пластинке по оси шпинделя? Установка горизонтальности происходит без пластинки, когда клэмп на пластинке он выполняет роль "прижимателя". Его "измерительные" функции маловероятно будут точны, даже при условии цангового зажима.
Но вообще - Вы уже скоро сами будете ремонтировать Гаррарды! Впечатляет!
poty писал(а):Не совсем понимаю необходимость выравнивания клэмпа на пластинке по оси шпинделя? Установка горизонтальности происходит без пластинки, когда клэмп на пластинке он выполняет роль "прижимателя". Его "измерительные" функции маловероятно будут точны, даже при условии цангового зажима.
Я понял, что меня толкнуло к мысли о фиксировании (или более жестком положении) клэмпа на шпинделе. Речь идет именно о "клэмпе с уровнем". И именно о процессе выравнивания. И столкнулся я с этим когда-то на Dual. Но, думаю и у Garrard это присутствует.
Дело в том, что опорный диск не абсолютно перпендикулярен шпинделю. Отклонение может быть разным, но складывается оно из нескольких составляющих:
- совокупность люфтов;
- не точная перпендикулярность посадки;
- не точность изготовления самого диска.
Когда МЫ разрабатывали клэмп с уровнем, я сильно намучался, пока не соорудил строго горизонтальный стенд. Но и с готовым клэмпом строго выравнять диск на моем DUAL фактически не возможно. Все "играет". Т.о. я хочу сказать, что при выравнивании нужна какая-то константа. У шпинделя оснований быть этой константой в разы больше. Т.к. из всех перечисленных факторов будет присутствовать лишь его собственный люфт. Поэтому логично выставить вертикально шпиндель, а потом добиваться горизонтальности опорного диска. Для этого уже будет не обязательно уровень надевать на шпиндель, достаточно просто положить на поверхность.
poty писал(а):Мне кажется, при жёстком креплении клэмпа исчезает демпфирующая полезность мата и все скрипы, шорохи, гулы... просто будут воспроизводиться.
Да, Вы правы. Я не рассматривал такой аспект. Тогда клэмп должен оставаться клэмпом, а для выравнивания шпинделя нужен специальный уровень. Т.е. приспособление с уровнем жестко надевающееся на шток. Т.е. мне нужен инструмент для выравнивания штока шпинделя по вертикали. И наверное, инструмент для проверки биения (что предлагал Ян на eBay)
Garrard перехал "в лабораторию"( ) уже достаточно давно. Хотя он чаще ждет очередной детали, чем находится в работе. Тем не менее, есть возможность попутно устранять следы чужих "кривых рук". Вроде мелочи, но почему так?
Установлен хороший провод питания. Я пока не трогаю момент, что он никак не закреплен. Может быть не к проигрывателю, но к плинту-то это можно было сделать. Провод тяжелый, а висит на контактах.
Ладно, это оставлю пока так. До поры, когды дойдут руки и до самого плинта.
Но, если ты не сумел аккуратно зачистить этот кабель, хотя бы закрепи надрез старым дедовским способом - изолентой (про термоусадку я уж и не вспоминаю). Чтобы дальше не рвалось.
Больше двух месяцев прошло, как я разобрал Garrard. Вчера собрал и вернул его на место. Что-то уже сделано, что-то в разработке. Постараюсь систематизировать и отчитаться.
Из-за него все и вышло на совсем иной уровень переделок. Из-за его нелепой формы корпуса, не позволяющей снимать шпиндель с проигрывателя без полной разборки. Я об этом писал выше.
Поэтому первое, что я сделал - попросил Яна организовать "обрезание".
Так же я отмечал, что крепежные отверстия "кокомо" не совпадают с ответными в родном шпинделе Garrard . Что приводит к перекосам при затягивании и течи масла. Попытались поправить и это.
БЕЗЖАЛОСТНО:
Все получилось просто прекрасно. Шпиндель легко устанавливается в собранном виде. Прокладочка плотно прижата. Жаль только масла от этого "кокомо" было совсем мало. Не смотря на подтекания, я далек от мысли, что оно ушло таким образом. Его туда просто не налили. Точнее налили лишь бы прикрыть подшипник. А как же втулки??? Я задался вопросом и полез искать инфу по смазкам. Изучать людской опыт, кто и чем заполняет шпиндели своих Гаррардов.
И вот, что я хочу сказать. Само масло, коим был смазан мой шпиндель (одноименное "кокомо") очень даже не плохо. Еще бы - оно и не дешево! Обеспечивает прекрасное скольжение на подшипнике и создает на поверхности устойчивую пленку. Да только есть одно "но". Дело в том, что шарик и прокладочка "кокомо" подобраны очень точно. Для них реально хорошо подойдет такое масло. Однако, втулки моего шпинделя (то ли по конструкции, то ли за счет выработки) вносят в шпиндель серьезный, ощутимый рукой люфт. Я прикладывал ранее видео. И в этом случае, желательно использовать смазку погуще (или даже что-то с ревитализантом). И каким образом в одном узле применить две разные смазки НЕ ПОНЯТНО. Человек, поставивший "кокомо" в мой шпиндель об этом даже не задумывался. На мой же взгляд - это установка тонких скоростных шин на вездеход-внедорожник. "Как корове седло"!
Попутно МЫ занялись изготовление полностью нового шпинделя (об этом позже). И у меня в руках уже был новый вал, который имел меньший зазор во втулках этого шпинделя.
Я уже смог оценить значение точности в этом месте. Так же я провел эксперимент с заменой смазки в подшипнике Dual CS 455-1 на "солидол" (/viewtopic.php?p=4578#p4578) и остался доволен результатом.
Я веду к тому, что решил вовсе не использовать "кокомо" в этом шпинделе. Я нацелился на заполнение его густой смазкой. А "кокомо" был еще раз обрезан и отложен для экспериментов.
Теперь он ничем не отличается от других подшипников, предлагаемых в качестве сменного элементы на этот проигрыватель. По сути, МЫ вырезали из него самое ценное. Заменили и заглушку. Она была выточена из стали. В корпусе шпинделя нарезана новая резьба (кривой "кокомо" сделал это вынужденным шагом).
Возможно, в таком виде "кокомо" еще встанет в новый шпиндель. А возможно и нет. Посмотрим.
Я не слышал других Garrard. Не имел такой возможности. Варюсь тут "в собственном соку". Но, словосочетание "солидоловый Гаррард" все время было в разряде вожделенок. Я лишь примерно представлял, что это такое. Но, случай подтолкнул меня в эту сторону. В борьбе с люфтом в узле шпинделя, я стал искать более вязкую смазку. Вывод напрашивался сам - а почему бы не попробовать густую в принципе?
Сначала это было опробована на DUAL. Результат мне понравился. А так, как для Garrard сейчас разрабатывается новый шпиндель, с этим можно что-то предпринять. Почему бы не набить его "солидолом"?
В ходе переделок и разработок, Ян сделал для меня и бронзовую опору.
По размеру и форме она примерно (так, как я его никогда не держал в руках даже) соответсвует оригинальному подшипнику. Точнее сказать, размер МЫ взяли с "кокомо". А форму выбрали изучив различные варианты из предлагаемых.
В качестве смазки выбрал шрус с молибденом. И вперед.
Я не стал заморачиваться со шприцеванием, просто набил корпус смазкой и поворачивая вставил вал. На всякий случай вытащил и проверил визуально - заполнилось хорошо. Возможно позже я и прошприцую дополнительно.
Сразу же проверил шпиндель на люфт - полное отсутствие. Как в руках, так и в установленном виде. Поворотный диск прогибается под прикладываемой руками силой. Но, это уже не то, что было раньше. 1) "Кокомо"
2) "Солидол"
Увы, у меня сейчас нет моего клэмпа с уровнем. Я не могу полностью повторить видео. Возможно это будет позже.
В итоге я погонял проигрыватель около часа на разных скоростях. Каких-либо плаваний скорости я не заметил. Звучит проигрыватель хорошо, но возможно я просто соскучился.
P.S. Я жду еще больших улучшений от полностью нового шпинделя, который сейчас делает Ян. Но, если бы у меня не было такой перспективы, сегодняшний результат меня вполне устроил бы.
Было не мало страхов, но ОНИ подошли друг другу, "как родные" !
На поворотном диске Garrard 401 есть бортик (который я всячески выравнивал матами). viewtopic.php?p=3208#p3208
А у вакуумного стабилизатора основание имеет уступ.
И хотелось бы, чтоб все это взаимно сошлось. Так и получилось.
И по высоте:
- бортик Garrard 401 = 1 мм.
- уступ AT 666 = 2 мм.
Было бы наоборот - висел бы диск стабилизатора.
И по диаметру:
Поэтому устанавливается AT666 на Garrard 401 очень ровно и плотно.
Есть проблема с высотой штока шпинделя. При установке диска-стабилизатора прямо на металл поворотного диска (как рекомендует инструкция) шток еле выглядывает. Пластинку на нем выровнять (отцентровать) можно лишь приблизительно.
А удлинитель штока (из комплекта AT666) не надевается, всетаки шток Garrard не достаточно утоплен. Мешает.
Я решил это подложив свою картонную прокладку (которую я раньше использовал с другими матами) и прокладку из комплекта AT666. И удлинитель штока установился на свое место.
Все нормально. А так, как я предполагаю использовать в будущем шпиндель с удлиненым штоком (который под это и делается), меня этот момент и вовсе не смущает.
Пластинка стала выше. Но, регулировок моих SME вполне хватает. Дополнительные подставки не нужны.
В прочем, как будет с 401-ым, установленным не в потай, сказать не берусь.
Прочитал с интересом всю ветку. Поистине титанический труд. Поражает терпение и скрупулёзность Романа. Есть чему поучиться. Вдохновленный примером, два дня думал и решился на апгрейд своего проигрывателя. Давно думал установить 12 дюймовый тонарм, но как то не решался.
Проигрыватель у меня современный - Roksan Radius 5 acrilic с тонармом Nima и головкой Ortofon 2M Bronze. Мысль внести изменения родилась уже давно, но все откладывал, хотя детали начал собирать. Сейчас в наличии тонарм Jelco SA-750LB 12", под него куплена МС головка Lyra Scala (ждет отправки из Японии), там же приобрел МС трансформатор Fidelity Research XF-1M (уже выслали). Опыта в таком деле нет и придется еще многому научится, особенно настройке. Надеюсь на Вашу помощь и консультацию.
Хочу отметить для информации - ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ применение солидола в качестве смазки на старом шпинделе. Понравилась именно вязкость хода. Я сейчас чаще поворачиваю диск проигрывателя рукой, когда устанавливаю пластинку на вакуум - ОЧЕНЬ ПРИЯТНЫЙ ход.
Возможно, это не очень-то хорошо для ролика и самого мотора? Вероятно им приходится больше работать "в натяг". Но, скорость стала стабильнее. Я связываю это с уменьшением влияния инерции.
Давай попробую покрутить его у себя. Мне кажется, портативный светильник возле проигрывателя, это что-то ближе к диджейскому направлению. Но, попробовать попользоваться я вполне могу.
То, что стробоскоп работает существенно лучше, мы уже видели.
Теперь появилась возможность попробовать в качестве стробоподсветки "общий свет". Я хочу сказать, что четкость рисок просто потрясающая. Как при комнатном освещении, так и в темноте.
Обе подсветки в "зоне резкости", такая вот разница!!!
Я уже высказывал предположение, что такое решение может быть полезно диджеям. А что, две вертушки и приглушенный источник света. Но, есть возможность примерить изделие на свое виниловодство. Попробую.
Я приобрел такие кольца ( http://www.ebay.com/itm/PLATTER-DAMPING-RINGS-fit ... m1a09c2340c:g:7VIAAOSwhcJWHksb ), не особенно рассчитывая на улучшения в звуке. Просто при установке пластинки на вакуумный стабилизатор, мне приходится вращать поворотный диск рукой. Разметка для стробоскопа не особенно приятна на ощупь. Вот я и купил резиновые кольца.
Они хорошо встали на место. И действительно, вращать диск стало приятнее. Изменений в звуке я особенно никаких не заметил. Последнее время я столько всего сделал для демпфирования, что это капля в море. Хуже точно не стало.
Однако, стробоскопом теперь можно пользоваться только для 33-х оборотов. Кольца сильно выступают и свет лампы не попадает на разметку 45 и 78 оборотов.
Выступание колец примерно 5 мм.
33,3
45
78
Я такие пластинки не слушаю и меня это не огорчает. В конце-концов, можно и снять всегда. Но, факт, есть факт.
Проблема устранения люфта в узле установки поворотного диска нашла свое решение в изготовлении полностью нового шпинделя. Не устаю благодарить судьбу за то, что свела меня с Яном. Без этого знакомства я бы не делал и десятой доли описываемого здесь. Сама разработка будет открыта в другой ветке (viewtopic.php?f=87&t=196), а здесь я опишу уже результат.
Итак, новый шпиндель для Garrard 401:
Весь этот комплект был разработан и изготовлен после кропотливого изучения подобных устройств и собственных экспериментов. Конкретно наши нововведения:
- удлинение штока вала (под установку толстых матов и конкретно вакуумного стабилизатора AT666):
- введение крепежной шайбы, заменяющей гайки оригинальной конструкции.
Для точной установки уровня горизонта узлов проигрывателя была изготовлена "приблуда" (официальное название "измеритель осевого отклонения"), позволяющая установить измерительный пузырьковый уровень непосредственно на шток вала шпинделя. Ее назначение - выставить вертикальность шпинделя независимо от поворотного диска (который выравнивается с помощью клэмпа с уровнем)
Когда только мы приступили к вопросу изготовления шпинделя, встал вопрос, чем его заправить. Мне очень понравилось масло, что было в подшипнике "Кокомо". Оно было жидкое, но оставляло устойчивую пленку на поверхности. Можно было конечно не заморачиваться и приобрести такое же - http://www.analogtubeaudio.de/128-1-gar ... weaks.html Стоимость не маленькая - "Special bearing oil 9,50 Euro". За объем будет порядка 5 мл. Просто очень не хотелось связываться с этой компанией, два изделия которой мне уже причинили головную боль. Да и слабо я верю в "аудиофильность" масла.
Я хорошо представлял себе прямую зависимость между зазорами в подшипниках и вязкостью масла. Чем точнее изготовлены первые, тем тоньше нужен слой второго. Уже были проведены опыты с заполнением шпинделя солидолом и с применением силиконовой смазки (с капролоновыми втулками и второпластовым подшипником). Эта версия шпинделя (последняя) была изготовлена с бронзовыми подшипниками и минимальными зазорами. Было выбрано самое текучее масло из того, что я мог найти.
По ощущениям на пальцах оно очень похоже на "Кокомо". Хотя конечно, это не самый верный способ проверки масла. Но, я общался с представителями "Хадо" и мне рекомендовали именно его.
Шпиндель собран и наполнен маслом (не без трудностей из-за минимальных зазоров в подшипниках). Вал вращался очень плавно, но не свободно. Чувствовалось демпфирование маслом. Оно не такое упругое, как с солидолом, но все-таки ощутимое. Каких-либо люфтов на валу я уже не обнаружил.
Узел установлен на проигрыватель. С крепежной шайбой и цилиндрическим корпусом, это труда не составило. Винты выбрал те, что дал мне Ян. На мой взгляд они хорошо вписались в ландшавт, при этом очень крепко притянули корпус шпинделя к панели проигрывателя. Получилось очень жестко. Ни малейших шансов прогибам в этом месте.
С низу смотрится тоже достойно.
Теперь предстояло опробовать "приблуду" для выравнивания уровня вала. Я сначала устанавливал ее на голый вал шпинделя и регулировал горизонт. Затем уже с одетым поворотным диском. Идея такого приспособления очень замечательная! Настройка уровня проходила логично и предсказуемо. Осложнялось все тем, что "приблуда" имеет люфт (получалось, что это "грубая" настройка). Он не значительный - доли градуса, но без него все было бы просто идеально. И честно скажу, сам уровень такой точности мне мешает. Я вижу, что отклонения с которыми борюсь очень незначительные, но пока я их вижу, не могу с ними не бороться.
Потом, с помощью прижима с уровнем, настроил и горизонт поворотного диска.
Я очень рад, что разделил эти две операции. И я убежден, что это единственно правильный путь. Моя "приблуда" не точна, а уровень чрез-чур точен. Они взаимно мешали друг другу, но алгоритм настройки был удобен, как нигода до этого. И результат у меня получился, как никогда, точный.
Удлиненный шток вала шпинделя позволил мне убрать из под вакуумного прижима лишние прокладки. Конструкция и в этом месте стала жестче. Весь поворотный диск в целом сейчас стоит как влитой. И вращается очень стабильно во всех отношениях и плоскостях.
После этого я настроил горизонт и для баз тонармов.
Теперь был смысл настроить по уровню и шеллы с картриджами. И я сделал полную настройку всех аспектов, уже уверенно. Таким "горизонтальным" мой проигрыватель еще никогда не был. Его узлы не позволяют сделать это с прецезионной точностью (например, при опускании тонарма горизонт шелла нарушается, приходится подстраивать). Но, я думаю, что точность, которую я уже достиг, выше необходимой для качественного воспроизведения пластинок.
P.S. Весь вечер я провел слушая пластинки и подстраивая VTA ("на лету"). Звучание меня очень порадовало. Я не могу связывать это напрямую с произведенными изменениями. Давно заметил, что после того, как повозишься с проигрывателем, звучание всегда радует. Поэтому, очень удачно, что замена шпинделя завершилась до прихода новых усилителей. Есть время привыкнуть и настроить до совершенства. Чтобы быть готовым к новым открытиям.
Самое заметное изменение после установки нового шпинделя - настройка антискейтинга по тестовой пластинке. Звук записанного сигнала стал ровнее, даже на треке №9, который по описанию "для самых требовательных".
Думаю, стоит повозиться с поиском нового сочетания "минимальная прижимная сила/устойчивый сигнал на треках антискейтинга". Но, это уже ближе к настройкам тонармов.
По проигрывателю у меня остался один узкий момент в правильном положении иглы на дорожке - расположение центра пластинки. Нужно изучать варианты решения и этой проблемы. Ну и не буду забывать необходимость стабилизации скорости. Это уже речь о регенераторе. Хотя, я предполагаю сделать полную ревизию механизмов привода, когда отдам плинт на доработку.