Пожалуй я достаточно в это погрузился. Могу сформулировать свое представление о том, какой тангенциальный тонарм я бы мог и хотел применить в своей системе.
Для себя я разделил все их разновидности на две большие группы:
1) Электронно-позиционируемые;
2) Пассивные:
- с роликовым подвесом;
- с воздушным подвесом.
Совсем уж экзотические конструкции рассматривать не хочу в принципе. Это ведь не классификация, а моя личная (притом виртуальная) примерка.
Тонармы с принудительным, электронным позиционированием увы мне не доступны. Это очень сложные устройства, не предназначенные для оперативной замены на проигрывателе (к коей я сейчас стремлюсь). Возможно Ян, как разработчик лазерного ЧПУ, такой тонарм "расщелкает, как орех". Но, я не хочу в это погружаться. Хоть не раз встречал тот же REVOX в виде отдельной детали на eBay.
С другой стороны, я пришел к выводу, что именно такой тонармы и имеет смысл существования при заморочке на тангенц. И возможно, когда я стану еще старше и потеряю в здоровье (не смогу висеть над проигрывателем в тонких настройках), я приобрету или создам проигрыватель именно с таким тонармом, установленным стационарно. В общем, именно такой тонарм я назвал бы идеальным.
Тонармы на воздушном подвесе - отличная штука, но увы мне не подходят для инсталляции. Дополнительное оборудование для подачи воздуха мне просто негде уже разместить. И конечно, это опять не для оперативной смены. Хотя по геометрии, такой тонарм легче всего встанет на мой Garrard, не мешая второму тонарму. Плюс я не очень-то верю, что в доступном ценовом диапазоне, это может быть бесшумно и надежно. Так же я предполагаю, что трубка тонарма все-таки будет иметь незначительную угловую подвижность за счет зазора на воздушную подушку. А это, скорее всего, нестабильность позиционирования и боковой перекос при перемещении. Т.е. все прелести тангенца коту под хвост... Но, это лишь мои домыслы. Не щупал и даже не видел живьем.
Мой вариант - тонарм на роликовом подвесе. Причем с короткой трубкой держателя головки, ибо вакуумный прижим у меня работает достойно - вертикальная кривизна пластинок им невелируется. Но...
Рассматриваемый выше
SOUTHER мне не интересен. Даже за вдвое меньшую цену, чем сейчас на аукционе я бы его не взял. Я разочарован системой подвески каретки звукоснимателя. Целых пять подшипников!!! Возможно они сверх-прецизионны, но возраст! И даже, если все превосходно работает, такую конструкцию я вижу рудиментарной. Не даром Clearaudio, так же выпускавшая его под своим именем, позже перешла к более продвинутой конструкции с двумя роликами.
И на мой взгляд это гениально. Два вместо пяти!!! Два ролика одновременно обеспечивают и вертикальный пивот (подобно ножу моих SME), и горизонтальное перемещение. И минимальную связь звукоснимателя с общей конструкцией.
Clearaudio - это дорого.
Нужно изучать и ловить удачный лот. А может какая-то DIY-система подвернется... Тем не менее, в тангенцах я сейчас ориентир себе наметил.