#178
Сообщение
Евгений Михеев » 01 окт 2017, 14:47
Далее я бы предложить вильнуть в сторону, и обсудить один спорный, но очень необходимый каскад строящегося усилителя, а именно send/return.
Нашел очень хорошее описание, выложу.
Петля эффектов – это разрыв в цепи сигнала усилителя, куда можно подключать различные педали эффектов. Разрыв, как правило, делают после предусилителя, т. к. большая часть тона звука уже сформирована, и перегруз также формируется лишь предусилителем, непосредственно до его посыла на включённую в разрыв педаль. После педали сигнал возвращается обратно в усилитель для окончатель-ного усиления. Или может быть подан, например, на микшерный пульт, устройство записи или другой усилитель.
Спрос на усилители с петлёй эффектов заметно вырос в последнее время, хотя функции самой петли по-прежнему вызывают разногласия. Кто-то утверждает, что тембр хорошего лампового усилителя не должен быть "испорчен" добавлением к нему безвкусных "каменных" эффектов, или сам узел посыл-возврата плохо влияет на звук усилителя (даже без подключения эффектов), т. к. сигнал проходит через лишние цепи. Конечно, некоторые петли эффектов в коммерческих усилителях (в основном ранние 1970-е и 1980-е года) были крайне плохо спроектированы и создавали лишний шум, потерю ВЧ или отсутствие буфера возврата, что, возможно, и привело к недовольству среди музыкантов, которые винили в этом влияние самих эффектов в петле.
Эффекты задержки (дилэй, эхо, реверберация, хорус, фленжер) звучат лучше после перегруза, иначе эффект задержки будет искажён, что может привести к появлению грязного шума, так что именно эти эффекты должны использоваться в петле. То же самое с фэйзерами и тремоло/вибрато. Хотя у музыкантов бывают самые разные предпочтения.
С петлёй эффектов больше всего выигрывают усилители, где большая часть искажений сформирована в предусилителе (что характерно для модерновых hi-gain усилителей), так что петля может быть введена между предусилителем и незначительно перегруженным оконечником. В усилителях с низким гейном чаще применяется более традиционный оконечник, который может быть сильно перегружен, и тогда не так заметны преимущества разрыва (эффекты будут искажены в любом случае). Усилители только для чистого звука менее всего нуждаются в петле, т. к. разница в подключении эффектов до или после предусилителя слаборазличима.
Часто говорят, что петля должна быть физически просто разрывом, чтобы быть прозрачной и не посягать на основной тон усилителя. В этом случае лампы работают в неоптимальном режиме, т. к. возвратный сигнал должен быть усилен до уровня, используемого в усилителе, и довольно сложно (хотя и возможно) включить этот каскад, не влияя на основной тон усилителя. Лучшим вариантом будет тот, когда блок петли эффектов уже исходно разработан как часть основного тона усилителя. Тогда музыкант не услышит изменения тона усилителя, независимо от использования петли.
Интересно, что "ламповая петля" рассматривается как нечто разработанное высококвалифицирован-ными специалистами, возможно, из-за того, что нет классических старых усилителей с подобной петлёй, чтобы просто с них скопировать. На самом деле проблема заключается лишь в определении того, каким требованиям надо соответствовать.
Обсчитывать все возможности непрактично, и чаще всего предполагается, что петля эффектов используется только с обычными педалями эффектов, обрабатывая сигнал ≈ -10дБВ-0дБВ.
Возможно, самый важный аспект в разработке петли эффектов – это Rвых линейного выхода или секции посыла (Send). Если оно высоко, то внешние помехи будут легче попадать на кабель, используемый для посыла сигнала на педаль. Флюоресцентные лампы – самый распространённый источник сетевых наводок и низкочастотного фона. Чем меньше Rвых посыла, тем лучше эти набодки будут шунтироваться на землю. Кроме того, Rвх некоторых педалей мало (иногда 47к), поэтому при высоком Rвых петли эффектов может упасть уровень сигнала. Кроме того, некоторые педали (особенно очень старые, с использованием дискретных транзисторов), имеют значительную Свх из-за эффекта Миллера, что приводит к потере ВЧ, и это, наверное, самая распространённая жалоба о влиянии петли эффектов на звук. Желательно, чтобы Rвых секции посыла было ≤10к, а лучше – намного меньше. Это простое требование часто игнорируется в коммерческих усилителях и приводит к значительному недовольству среди пользователей.
Продолжение следует
Если петля эффектов должна работать с любым устройством, то сразу после темброблока требуется отдельный буферный каскад, чтобы не изменить исходный тон усилителя. Кроме того, после петли эффектов надо, как правило, ставить каскад усиления для восстановления возвратного сигнала, а это ещё один триод. Т. е. нужна 1 лампа – двойной триод – для посыл-возврата.
Буфер посыла предполагает низкое Rвых и высокое Rвх, чтобы не перегружать предусилитель, и КП является очевидным решением. Надо отметить что, простые схемы, описанные выше, хоть и предполагают относительно низкое Rвых, но не всегда способны обеспечить хорошее прохождение ВЧ и сохранить низкий уровень шума, а их низкое Rвых предполагает и быстрое затухание сигнала. Это не очень заметно для обычных педалей с Rвх ≥ 47к, но разные микшеры, мощные оконечники и компьютерные звуковые карты могут иметь очень низкое Rвх (10к, например). Лампа в обычном триодном включении даже с сильной обратной связью хоть и может обеспечить такое низкое Rвых, но не способна подержать этот сигнал при достаточно большой нагрузке, поэтому КП – единственно логичный вариант.
Далее минимум математики будет, Владислав, на поддержку надеюсь.
Дорогу осилит идущий