Алаев Ян писал(а):Я вот этого не могу понять. Как шунтирующий резистор, который "сливает" сигнал в землю можно подобрать по наилучшему звучанию?
Может не совсем правильно выразился - резистор припаивается к крайним выводам потенциометра, т.е. ставится параллельно потенциометру.
Алаев Ян писал(а):Он уменьшится, да, но думаю, что термин "сильно упадет" здесь не подходит. Зато стабильность каскада будет лучше.
Да каскад у нас и так должен быть стабилен, иначе он не правильно рассчитан. А вот зачем нам вводить ООС путем ликвидации конденсатора в катодной цепи? Это не скажется благотворно на звуке. Специально не рассчитывал, но емкость указанного конденсатора явно мала - минимум надо 220-330 мкФ.
Алаев Ян писал(а):а там и не будет больше 500 кОм даже если поставить 1МОм, так как есть еще плечо потенциометра, которое мы шунтируем, мы же обсуждаем их совместную работу.
Согласен. Еще раз повторюсь - лучше не ставить ни чего.
poty писал(а):Первый каскад имеет топологию SRPP, но таковым не является. Дело в том, что верхняя лампа должна "запитываться" от тока, потребляемого нагрузкой, однако нагрузка в данном случае не потребляет ток. Поэтому, фактически, это схема мю-пополам повторителя. По хорошему надо переключать выход каскада на нижний вывод R3. Это превратит верхнюю часть в подобие источника тока, что позволит использовать верхнюю лампу. Или возвращаться к нагрузке для SRPP. Правда, нагрузка должна быть подключена по переменному току.
R2 здесь, действительно, ни к чему. Тем более в составном каскаде.
Целиком согласен.
poty писал(а):Сеточные резисторы - вещь с одной стороны "лишняя", с другой стороны, в отсутствие сеточного тока, при котором работает большинство ламп в аудиоусилителях, серьезно уменьшают сдвиг фазы сигнала на ёмкостном входе лампы. Особенно это актуально для триодов с их незашунтированной проходной ёмкостью.
Может оно и так (хотя наше ухо ни как не чувствительно к сдвигу фаз, если он одинаков в обоих каналах. Попробуйте поменять полярность подключения у себя в акустике в обоих каналах и послушать), но гадят звук эти резисторы очень сильно. В этой цепи можно менять типы резисторов и вместе с их заменой будет меняться звук - лишь бы система позволяла слышать эту разницу.
poty писал(а):Я согласен в той части, что SRPP здесь ни к чему. Не согласен только с обоснованием. SRPP не имеет преимуществ по усилению по напряжению перед "обычным" каскадом (примерно мю/2). А вот по мощности такой каскад имеет усиление, которое не способна обеспечить ни одна лампа, какой бы "Ку" у неё не был. В данном случае, выходного тока нет, преимущества SRPP не востребованы.
Кстати, "любая" лампа, если это триод, будет требовать достаточно маленького входного резистора для преодоления Миллера или источника с маленьким выходным сопротивлением (что невозможно предугадать).
Я думаю, что достаточное усиление на триодах, с минимизацией миллеровского эффекта, можно достичь с каскодной схемой.
Спасибо Владислав за обоснование. Ни как не научусь так писать.
В данной конкретной ситуации можно не ломать копья - усилитель трехкаскадный, драйвер токовый (продавит любой миллер у выходной лампы) с Ку=порядка 5. Если выходная лампа работает при смещении -82 В, то нам достаточно иметь входной каскад с Ку=16 при чувствительности усилителя в 1В. Если источник имеет выход в 2 В RMS, что реально для современной аппаратуры, то нам надо получить Ку входного каскада порядка 6, что сравнимо с Ку драйвера. В этом случае можно подобрать одинаковые лампы для каскадов, что открывает большие возможности для компенсации КНИ чисто схемотехнически. В идеале взять две одинаковые лампы и построить трансформаторные каскады, как делает господин Сакума.